Главная Выставки
Баннер

 КЛАССИКИ В СТРАНЕ ДЕТСТВА

       Российские дети всегда отличались особой любовью к чтению. Они умели читать, то есть умели извлекать из прочитанного что-то свое, им близкое и понятное. В русских образованных семьях имелись прекрасные домашние библиотеки, и дети с малых лет привыкали к самостоятельным поискам на книжных полках. Уже тогда русская литературная критика не считала детскую книгу чем-то второстепенным.

      «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание - великое дело: им решается участь человека»,- утверждал В.Г.Белинский.

Аксаков, С.Т. Детские годы Багрова-внука / С.Т.Аксаков. - М. : Дет. лит., 2001. – 349 с. - (Школьная библиотека).

       В основе книги - воспоминания, «воспроизведение» детских лет Сергея Тимофеевича Аксакова. Слова Аксакова: «Жизнь человека в детстве, детский мир, созидающийся под влиянием ежедневных новых впечатлений... Жизнь человека в дитяти»,- являются лейтмотивом повести.

Ершов, П.П. Конек-горбунок / Петр Ершов. - М. : АСТ, 2007. - 120 с.

       Произведение Ершова для многих - первая прочитанная в детстве книга. Сказка «Конек-горбунок» пришла в литературу из мужицкой избы и сохранила свой крестьянский характер. Важнейший ее нерв - Конек-горбунок. Это та волшебная сила, которая только и победит людское зло, преодолеет тяжелую власть жизненных условий. После выхода четвертого издания своей сказки П.П. Ершов радостно написал: «Конек мой снова поскакал по всему русскому царству. Счастливый ему путь!..»

Короленко, В. Г. Дети подземелья / В.Г. Короленко. – М. : АСТ, 2010. – 381 с. - (Внеклассное чтение).

         Есть такое выражение: «литература – зеркало жизни». В. Г. Короленко считал, что это зеркало «должно быть ровно, прозрачно и чисто, чтобы явления внешнего мира проникали в его глубину не изломанные, не извращенные и не тусклые». «Явления внешнего мира» в его книгах потому не тусклы, что «ровно, прозрачно и чисто» зеркало его собственной жизни. И сейчас, когда после создания самых известных его произведений – «В дурном обществе» и «Слепой музыкант» прошло более века, – мы вновь обращаемся к ним, то не только сопереживаем их героям, но и общаемся с самим автором, разговариваем с ним о главном: о справедливости, честности, человеколюбии и чистоте.

Ушинский, К.Д. Рассказы и сказки / К.Д. Ушинский, - М. : Дет. лит., 2004. - 220 с. - (Школьная библиотека).

         В своих рассказах и сказках К.Д. Ушинский открывает детям большие и маленькие тайны огромного мира, в котором они только начинают жить и в котором так много незнакомого, непонятного и таинственного. А главное - в чем радость и счастье человека: счастливым бывает только добрый, честный и трудолюбивый.

Чарская, Л.А. Приключения Таси / Лидия Чарская. - М. : Рус. миссия, 2006. - 280 с. - (Полное собрание сочинений ; т. 7).

       Отношение к бедным в книгах Лидии Чарской - главное мерило человеческого достоинства. Писательница учит детей составлять мнения о человеке по его душевным качествам. По ее мнению, главное для человека - умение терпеть несправедливости и непреклонная вера в то, что рано или поздно злые силы потерпят поражение, а добро победит.

        В двадцатом веке в России был провозглашен лозунг «за большую литературу для маленьких». Талантливые писатели и художники утверждали, что детям нужно настоящее искусство, настоящая художественная литература. К работе над детской книгой была привлечена одаренная литературная молодежь и художники-графики. Детская книга - это высокое мастерство, подлинное вдохновение и точное знание жизни.

Алексин, А.Г. Саша и Шура / Анатолий Алексин. - М. : АСТ, 2009. – 349 с. – (Любимое чтение).

        Вам, наверное, будет интересно узнать, как московский школьник Шура, приехав на лето в город Белогорск и имея переэкзаменовку по русскому языку, вдруг сам превратился в... учителя. И о том, как Шура и его белогорский друг Саша помогали спасать одного очень хорошего человека. И ещё о том, как на следующий год Шура вновь отправился в Белогорск, получив телеграмму всего из двух слов: «Приезжай немедленно!» Зачем его так срочно вызывали? Для очень важных, увлекательных и весёлых дел. А для каких именно – об этом вы узнаете, когда прочтёте книгу.

Алешковский, Ю. Кыш, Двапортфеля и целая неделя / Юз Алешковский. –Тверь: Полина, 1994. - 190 с.

         В книге рассказывается о приключениях щенка по имени Кыш и его хозяина, первоклассника Алёши Сероглазова, которого за малый рост ребята прозвали «Двапортфеля». Алёша в классе меньше всех ростом, а Кыш далеко не породистый пёс. Но не рост, не «голубая кровь» и не заслуги предков определяют ценность живого существа, а доброе, преданное сердце, находчивость, отвага и прямодушие. Ещё одна хорошая мысль звучит в повести о Кыше: не бывает плохих собак, бывают плохие хозяева. В повести много пронзительных строк, посвящённых собакам, которые выносили раненых с поля боя, спасали заблудившихся путников в горах, собакам-нянькам, собакам-поводырям... И просто собакам, которые живут рядом с нами и бескорыстно любят человека, безоглядно преданы ему, как маленький Кыш с мордочкой, похожей на цветок хризантемы...

Белов, В.И. Рассказы о всякой живности / Василий Белов. - М. : Дет. лит., 2007. - 202 с. - (Школьная библиотека).

         Вот и герои «Рассказов о всякой живности» – хорошие знакомые автора, живущие в одной из вологодских деревень. Сельская жизнь, как никакая другая, тесно связана с землёй, природой. А «всякая живность» – звери и птицы – постоянные спутники крестьянина. Персонажи книги Белова – домашние животные: лошади, коровы, собаки, кошки, поросята, кролики, куры, гуси... А есть ещё хорьки, вороны, тетерева. Рассказчик – тонкий и умный наблюдатель – у каждого четвероногого или пернатого находит свой характер, свои привычки и особенности. Конь – труженик Верный, образцовая мать – собачка Малька, пес Валдай, которому автор посвятил такие замечательные строчки: «Моё уважение к этому ... псу росло с каждым приездом.... Он уважал себя и других и никого не боялся».

Горький, М. Рассказы и сказки для детей / Максим Горький. – М. : Стрекоза - Пресс, 2006. - 159 с. - (Классика детям).

         Специально для детей Горький написал несколько сказок. Кроме того, в круг детского чтения вошли доступные и понятные детям произведения, написанные им для взрослых. Сказки Горького открывают новый этап в развитии литературной сказки. Писатель показывает чудесное не в волшебных действиях героев, а в реальных делах бесчисленных поколений простых людей, украсивших своим трудом родную землю. «Сказка о том, как люди работали на земле, — самая интересная сказка мира», — пишет Алексей Максимович.

Катаев, В.П. Сын полка / Валентин Катаев. - М. : Дет. лит., 2007. – 234 с. - (Школьная библиотека).

         У деревенского мальчика Вани Солнцева война отняла все: родных, близких, дом и само детство. Вы узнаете, как став смелым разведчиком, он мстил фашистам за свое и народное горе. Вместе с героями книги вы пройдете через многие испытания и познаете радость подвига во имя победы над врагом.

Ларри, Я.Л. Необыкновенные приключения Карика и Вали / Ян Ларри. – Мн. : Юнацтва, 1989. - 379 с. - (Библиотека приключений и фантастики).

          В детской фантастической повести Яна Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали» (1937) сюжет разворачивается в мире насекомых, которые населяют наши леса, поля, озера, реки и деревья. Автор произведения, используя приключенческо-фантастический жанр, популяризирует молодую для 1930-х годов науку энтомологию. А заодно и раскрывает детям и подросткам загадочный и удивительный микромир, в котором главенствуют насекомые, где происходит жестокая и непримиримая борьба за выживание.

Осеева, В.А. Васек Трубачев и его товарищи / Валентина Осеева. - М. : Эксмо, 2007. - 672 с.

         Герои трилогии «Васёк Трубачёв и его товарищи» жили, учились, озорничали, дружили и ссорились более полувека назад, но тем интереснее совершить путешествие на «машине времени» и заглянуть в их мир. Вот только безоблачная пора детства для Трубачёва и его друзей оказалась слишком короткой: её оборвала Великая Отечественная война.

Пришвин, М.М. Лесная капель / Михаил Пришвин. – М. : Эксмо, 2010. - 576 с.

        Замечательно написал о своем сборнике сам М.М. Пришвин: «Мы же теперь учимся природе не только не разрушая образа цветка животного камня, но напротив, обогащая природу своими человеческими образами. Я учился этому сам, делая записи на ходу. Так создалась моя «Лесная капель» как опыт поэтического изучения природы понимаемой в единстве с живущим в ней и образующим ее человеком».

Сотник, Ю.В. «Архимед» Вовки Грушина / Юрий Сотник. - М. : Дрофа-Плюс, 2005. – 176 с. - (Библиотека младшего школьника).

          Рассказы Юрия Вячеславовича Сотника иногда веселые, иногда грустные, но всегда очень поучительные. Знаешь, какими озорниками и выдумщиками были когда-то твои родители? Почти такими же, как ты. Не веришь - прочти сам, какие с ними происходили истории. Этот сборник веселого и доброго писателя для всех, кто любит смеяться.

Сутеев, В.Г. Сказки и картинки / В.Г. Сутеев. – М. : АСТ, 2004. - 396 с. - ( Всемирная детская библиотека).

        Доброта, теплота, юмор, находчивость, взаимовыручка, умение дружить отличают всех героев сутеевских сказок. Талантливому, доброму, светлому человеку Владимиру Григорьевичу Сутееву удалось создать свой мир, где герои - щенки и котята, цыплята и утята, зайчата и медвежата - живут по своим законам, которые становятся близки и понятны детям.

Библиотекарь Красилникова М.В.

 

 
Баннер
Баннер