Главная Выставки
Баннер

Первая мировая война в художественной литературе

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА (28 июля 1914 – 11 ноября 1918) - первый военный конфликт мирового масштаба, в который были вовлечены 38 из существовавших в то время 59 независимых государств. В нашей исторической памяти существует большой пробел под названием «Первая мировая война». Миллионы российских солдат и офицеров в течение нескольких лет отдавали жизни «За веру, царя и Отечество», сделав все зависящее, чтобы одержать победу.

       Многие историки считают, что именно тогда, в 1914 году, закончился XIX век и началась новая эра. В том веке крепла вера в прогресс, мир выглядел прочным, незыблемым. На европейском континенте не было крупных войн с 1871 года. Россия хоть и с опозданием от Европы всё же успешно вступила на путь модернизации, ускоренными темпами развивая экономику. Предполагалось, что в обозримое время  всего через два десятилетия  будет достигнута всеобщая грамотность населения. Одним словом, всё было спокойно. Правда, лишь на поверхности. Уже сложились противоборствующие коалиции главных европейских держав. Закипал, пока, правда, не всеми замечаемый, балканский котёл. Российская империя как будто затихла после революционных бурь 1905-1907 годов, но не успокоилась.

       В России её называли Великой или Второй Отечественной войной. Память о забытой войне начинает возрождаться в нашей стране, и 1 августа официально объявлен Днём памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне.

       В 2014 году отмечается столетие Первой мировой войны. К этой дате ЦДЮБ подготовил обзор художественных произведений отечественных и зарубежных авторов.

Пастернак, Б. Л. Доктор Живаго: роман / Б.Л. Пастернак. - М. : Дет. лит., 2008. - 606 с. : ил. - (Школьная библиотека).

        «Доктор Живаго» — итоговое произведение Бориса Леонидовича Пастернака, удостоенного за этот роман в 1958 году Нобелевской премии по литературе. Роман, явившийся по собственной оценке автора вершинным его достижением, воплотил в себе пронзительно искренний рассказ о нравственном опыте поколения, к которому принадлежал Б. Л. Пастернак, а также глубокие размышления об исторической судьбе страны.

Пикуль, В. С. Моонзунд : роман-хроника / Валентин Пикуль. - М. : Совет. Россия, 1985. - 528 с.: ил.

       Первая мировая. Канун революции. Страшное для нашей страны время... И - легенда о Балтийском флоте, совершавшем чудеса героизма в неравных боях с германской армией за Моонзунд. Легенда об отваге офицеров - и почти самоубийственном мужестве простых моряков!.. Одна из самых сильных, жестких и многогранных книг В. Пикуля. Книга, захватывающая с первой страницы - и держащая в напряжении до страницы последней!..

Шмелев, И.С. Карусель ; Лик скрытый : рассказы // Шмелев, И.С. Светлая страница : сборник / Иван Шмелев. – Калуга, 1995. – С.214-224, С. 310-345.

      Первую мировую войну И.С. Шмелев воспринял как тяжелое испытание для русского народа, откликнувшись на нее циклом рассказов.

Толстой, А. Н. Хождение по мукам : [роман в 3 кн.] / Алексей Толстой. – М. : ЭКСМО-пресс, 1998. - 832 с.

       Любовь и верность помогли сестрам Кате и Даше Булавиным, Ивану Телегину и Вадиму Рощину выжить в смуте революционных потрясений и огне гражданской войны. Русские люди, они полной мерой испили чашу горестей и страданий, выпавших на долю России. Их жизнь - с разлуками и встречами, смертельной опасностью и краткими испепеляющими минутами счастья - подлинное хождение по мукам с путеводной звездой надежды на темном небе.

Шолохов, М. А. Тихий Дон : роман : в 2 т. Т.1 / М. Шолохов. – М. : АСТ : Хранитель, 2007. – 702 с. – (Золотая классика).

       Словно сама жизнь говорит со страниц «Тихого Дона». Запахи степи, свежесть вольного ветра, зной и стужа, живая речь людей - все это сливается в раздольную, неповторимую мелодию, поражающую трагической красотой и подлинностью.

       «Тихий Дон» — роман-эпопея Михаила Шолохова в двух томах. Одно из наиболее значительных произведений русской литературы XX века, рисующее широкую панораму жизни донского казачества во время Первой мировой войны, революционных событий 1917 года и гражданской войны в России.

Хемингуэй, Э. Прощай, оружие ! : роман : пер. с англ. / Э. Хемингуэй. – Тула : Приок. кн. изд-во, 1984. – 255 с. – (Сельская библиотека Нечерноземья).

      Роман, прославивший Эрнеста Хемингуэя... Первая и лучшая! — книга «потерянного поколения» англоязычной литературы о Первой мировой... Книга о войне, на которой наивные мальчишки становились «пушечным мясом» — и либо гибли, либо ожесточались до предела. О войне, где любовь — лишь краткий миг покоя, не имеющий ни прошлого, ни будущего... О войне, о которой хочется забыть,но нельзя не помнить!..

Гашек, Я. Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны : роман / Ярослав Гашек ; пер. с чеш. и примеч. П. Богатырева. – М. : Рус. кн., 1993. – 736 с. : ил. – (Всемирная библиотека юмора).

       "Похождения бравого солдата Швейка" - самое популярное произведение чешской литературы, переведенное почти на все языки мира. Великий, оригинальный и хулиганский роман. Книга, которую можно воспринять и как "солдатскую байку", и как классическое произведение, непосредственно связанное с традициями Возрождения. Это искрометный текст, над которым смеешься до слез, и мощный призыв "сложить оружие", и одно из самых объективных исторических свидетельств в сатирической литературе.

Пикуль, В. C. Честь имею : исповедь офицера российского Генштаба : роман / Валентин Пикуль. – М. : Просвещение, 1991. – 447 с.

        "Честь имею" - один из самых известных исторических романов В. Пикуля. Вот уже несколько десятилетий читателя буквально завораживают приключения офицера Российского Генерального штаба, ставшего профессиональным разведчиком и свидетелем политических и дипломатических интриг, которые привели к Первой мировой войне.

Русские полководцы / авт. текста В. В. Артемов. - М. : РОСМЭН, 2004. - 351 с. - (Великие русские).

       Слава русского оружия и военных побед – важная страница истории Отечества, забывать которую мы не вправе. Очерки, посвященные великим русским полководцам и военачальникам рассказывают о ярких моментах нашей военной истории, о роли этих людей в военных кампаниях и жизни России. Вот как описывается одно из сражений Первой мировой войны: «Ровно в полдень русская пехота поднялась из своих окопов и пошла стремительно в атаку. Роты и батальоны ринулись в широкие проходы, которые проделала артиллерия в проволочных заграждениях. Впереди бежали редкие цепи разведчиков. Они прощупывали все подступы к вражеским позициям, вскрывали основные очаги сопротивления противника, предупреждали свои части о скрытой опасности. На некотором расстоянии от них следовали головные роты. В их первых рядах находились команды саперов и гренадеры с ручными грантами. Саперы молниеносно расчищали искусственные препятствия и заграждения. Они резали проволоку, растаскивали завалы, обезвреживали заложенные противником фугасы. Гренадеры ловко метали свои смертоносные «бутылки» навстречу выбегающему врагу, в его передовые окопы, засады, ходы сообщения...». А командовал всем этим наступлением командующий Юго-Западным фронтом генерал Брусилов. Он был известен как человек беспокойный и непримиримый. Он не искал милостей и наград, но зато болел всей душой за состояние русской армии, за её вооружение, правильную организацию и боеспособность. Русская армия была для него второй семьёй, русский солдат – родным человеком.

Ремарк, Э.М. На западном фронте без перемен; Возвращение : романы; пер. с нем. / Ремарк Э.М. - Харьков ; М. : Фолио : АСТ-ЛТД, 1998. - 528 с.

     Роман Э.М. Ремарка «На Западном фронте без перемен» – одно из наиболее ярких литературных произведений о Первой мировой войне. Со следующей книгой писателя – романом «Возвращение» – его связывают общие герои и общая идея. Тема этих книг, ставшая темой всего творчества Ремарка, – судьба «потерянного поколения», жизнь тех, кто уцелел на войне, но вернулся домой искалеченным и физически, и морально.

      Главный герой романа – Пауль, 18-летний немец, призванный на фронт. Он и его друзья, одноклассники и сослуживцы вынуждены сражаться не только с противниками, но и с теми нечеловеческими условиями, в которых оказались. На страницах романа рассказывается, как Пауль перемещается со своим отрядом по позициям, едет домой в отпуск, возвращается на фронт, получает ранение, оказывается в госпитале и снова попадает на фронт. И кажется, что войне, смерти, страданию нет конца, что нет выхода.

      Эрих Мария Ремарк в 1916 году ушёл добровольцем на фронт, сам испытал всё то, что испытали его литературные герои. Отсюда и реализм, с каким описывает автор войну, солдатский быт.

 

 
Оцените компетентность сотрудников
 
Качество предоставления услуг
 
Баннер
Баннер
Баннер