Главная Выставки
Баннер

Творцы новой Вселенной

«Есть племя людей,

Есть племя богов,

Дыхание в нас - от единой матери»

                                Пиндар

           Посмотрим на карту мира. Нас удивит, какой небольшой по размерам была великая колыбель европейской культуры - Древняя Греция. Это клочок земли в бассейне Средиземноморья. И в этом маленьком, казалось бы, примитивном мирке родилась и расцвела гигантская духовная культура, не состарившаяся даже через тысячелетия! Не чудо ли это?

         Из столетия в столетие в учебниках математики и физики переписывались определения, какие были даны Евклидом, Пифагором, Фалесом и Архимедом. Поэты и художники упоминали и изображали древнегреческих богов, философов, военачальников, твердо зная, что читатель и зритель сразу узнает эти образы. Поэтому проникнуться, познать древнегреческую культуру - это значит лучше понять Шекспира и Джойса, Пушкина, Мандельштама и Бродского, Боттичелли и Рубенса. И, в конечном счете - самих себя.

"Познай самого себя"

        Нельзя ответить на вопрос: «Кто мы такие?», не ответив на вопрос: «Откуда мы такие взялись?». Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расспрашивание, узнавание, установление». История невозможна без хронологии – вспомогательной исторической дисциплины. Термин «хронология» - древнегреческий, образован от слов χρόνος — время и λόγος — учение.

Гаспаров, М.Л. Занимательная Греция: рассказы о древнегреческой культуре / М.Л. Гаспаров. – Москва : Греко-латин. каб. Ю.А. Шичалина, 1995. – 380 с.

       Все, что для нас само собой разумеется, когда-то было открыто впервые. Наша, новоевропейская цивилизация, развивалась, главным образом, на основе древнегреческой (и сменившей ее древнеримской). Поэтому древнегреческие открытия ближе нам, чем какие-нибудь иные. В шести частях книги рассматриваются и политика, и быт, и военное искусство, и философия, и театр, и поэзия - все в неразрывной связи друг с другом и с эпохой Древней Греции.

Древний мир: кн. для чтения по истории / [Н.В. Александрова и др. ; предисл. В.П.Будановой]. - Москва : АСТ, 2006. – 573 с.

      Каждое новое поколение открывает для себя заново историю Древней Греции. Современный человек примеряет к себе и сравнивает отношение древних греков к жизни и смерти, государству и обществу, миру и войне, работе и отдыху. Данное издание написано в жанре рассказов по истории и предназначено тем, кто учится, учит или просто интересуется историей.

Женщины-легенды : сборник /[сост., науч. ред. и авт. предисл В.А.Федосик]. – Минск: Беларусь, 1993. - 333 с.

      Наши героини - женщины незаурядной судьбы. Это Аспазия, подруга и соратница выдающегося афинского деятеля Перикла; продолжающая и сегодня восхищать своим поэтическим талантом Сапфо Лесбосская. Перед читателями предстанут: гордая , коварная и жестокая Олимпиада - мать Александра Македонского; несчастная в своей судьбе, первая красавица огромной Персидской державы Роксана, жена великого полководца, покорившего эту державу.

Знаменитые греки и римляне : [35 биогр. выдающихся деятелей Греции и Рима, сост. по Плутарху и др. древ. авт. М.Н. Ботвинником и М.В. Рабиновичем]. – Санкт-Петербург : Индивидуал. част. предприятие Кузнецова : Эпоха, 1993. – 440 с.

       Плутарх, возможно, был первым, для кого биографии стали основной формой изложения истории: он писал биографии политических деятелей и полководцев, вплетая события истории в канву их жизни.

Калашников, В.И. Загадки истории: от древности до наших дней / В.И. Калашников. – Москва : Белый город, 2011.- 189 с. - (Энциклопедия тайн и загадок) (Занимательные науки).

       История Древней Греции полна тайн и загадок. Цель автора - помочь читателям перенестись вместе с аргонавтами из Эллады на Кавказ; узнать , что означает название «Париж»; кто жил в Трое и зачем помнить Ликурга.

Милиадис, Я. История из Геродота / Я. Милиадис ; [пер. с новогреч., предисл. и примеч. В. Соколюка]. – Москва : Дет. лит., 1983.- 158 с.

        Геродот - первый историк Эллады. Его называют Гомером в истории. Перед нами пересказ исторического труда, посвященного деяниям эллинов, в переложении на современный язык.

"В мире мифов"

        Много веков научная мысль изумляется феноменом греческого мифа, пытаясь понять происхождение и смысл. Мы с восхищением относимся к его интеллектуальным и художественным достоинствам. В древнегреческих мифах запечатлено «детство человеческого общества», которое в Элладе «развивалось всего прекраснее и обладает для нас вечной прелестью».

Боги Олимпа: по Н. Куну : [шк. путеводитель] / пересказ С. Ю. Афонькина ; ил. О. Граблевской. - СПб. : Балт. кн. компания, 2012. - 91, [4] с. : цв.ил. - (Узнай мир. Мифология) (Мифы и легенды Древней Греции).

        Мифы древней Эллады - народные сказания, пришедшие к нам из далекой древности, - полны поэзии и глубокого смысла. Величие греков не в том, что они уподобили богов людям, а в том, что они бесстрашно всматривались в природу человека, перенесенную в бога.

Мифы в искусстве старом и новом / по Рене Менару. - Москва: Современник, 1993. - 271 с.

       В историко-художественной монографии рассказывается о мифах, послуживших источником вдохновения для художников и скульпторов, как античности, так и наших дней.


Парандовский, Я. Мифология / Ян Парандовский. - Москва : Дет. лит., 1971. - 272 с.

       Отбросив духовную лень, откроем для себя будоражащий ум, обогащающий чувства мир античных мифов. Ян Парандовский воссоздает духовный мир народа, творящего мифологию. Беглыми, но точными штрихами набрасывает общую картину жизни, быта древних греков. Рассказывает с той изящной ясностью и простотой, которые делают его книгу доступной не только каждому взрослому, но и каждому подростку.

Троянская война и ее герои. Приключения Одиссея /[прозаич. пересказ Е.Тудоровской «Иллиады» и «Одиссеи» Гомера]. - Москва : Товарищество «Владимир и Петр», 1993. - 286 с.

       Гениальные поэмы древнегреческого поэта Гомера были написаны на основе мифов в стихотворной форме гекзаметром. Читателю лучше начать знакомство с великими творениями в их прозаическом пересказе.

"Греция, взятая в плен, победителей диких пленила..."

        Сила и слава древнегреческой культуры кажется нам вечной. Ника Самофракийская доныне победно трубит в свой утраченный рок, и никакие бури столетий не могут заглушить беззвучного шума ее мраморных крыльев.


Гайдукова, Т. Дорогами тысячелетий. Загадка древнегреческой трагедии / Татьяна Гайдукова. - Москва : Молодая гвардия, 1987. - 304 с.

       Почему трагедия нужна была грекам, представлявшим собой самый совершенный, самый прекрасный тип человека в древнем мире? Тайну приоткрывает признание того, что древнегреческая трагедия не только литературный жанр, но и форма жизнедеятельности.

Афонькин, С.Ю. История Олимпийских игр : [шк. путеводитель] / С.Ю. Афонькин. - Санкт-Петербург : БКК, 2013. - 80 с. - (Узнай мир. История).

        Олимпийские игры - один из наиболее ярких примеров преемственности культурного наследия древней Эллады. Свое отношение к олимпиадам Пьер де Кубертен выразил в «Оде к спорту»: «О спорт! Ты - мир, прогресс, радость, справедливость, вызов, благородство, наслаждение, зодчий, плодотворность».

Лирика Древней Эллады и Рима : [сост. и коммент. Н.И.Щавелевой ]. - Москва : Дет. лит., 1990. - 191 с.

        Невозможно переоценить значение античности для эпохи становления и возмужания русского стиха. Это касается как эпох Ломоносова и Державина, Жуковского и Пушкина, так и «Серебряного века». Не покрылось музейной пылью наследие эллинов и в конце двадцатого - Иосиф Бродский, Анри Волохонский, Алексей Хвостенко... Многие термины, относящиеся к поэзии и музыке: ямб, хорей, элегия, ода, да и сами эти слова: «поэзия» и «музыка» - древнегреческие.

Соколов, Г.И. Олимпия / Г.И. Соколов. - Москва : Искусство, 1980. - 214 с.

        Олимпия с оракулом Зевса - одно из самых популярных и почитаемых святилищ Древней Эллады. Ее слава была велика. Уже в ранние века существования Олимпии отношение греков к святилищу определялось не только уважением к почитаемому ими оракулу Зевса и любимыми спортивными играми. Олимпия являлась для них центром, объединявшим различные, порой враждовавшие друг с другом греческие племена. С Олимпией связаны имена многих древних историков, философов, ораторов. В характере облика этого всеэллинского святилища как в зеркале отразились основные особенности искусства греков.

Эсхил Прикованный Прометей : трагедия / Эсхил ; [коммент. А.Тахо-Годи ]. - Москва : Дет. лит., 2004. - 96 с. – (Школьная библиотека).

        Эсхила справедливо называют «отцом трагедии». В основе сюжета трагедии лежит известный миф, поэтому зрители заранее знали, чем закончится пьеса. Им интересно не что произойдет, а как, какие слова произнесет герой трагедии. Воздействие греческой трагедии с течением веков не ослабевает.

        Итак, вперед! В путь по дорогам Древней и вечно прекрасной Греции! Вступив на нее однажды, вы будете возвращаться к ней вновь, и настанет время, когда для вас оживут неподвижные статуи, заговорят немые до тех пор картины, «бессмертные творения величавой древности» потрясут и покорят вас.

Библиотекарь филиала № 5 Красилникова М.В.

 

 

 
Оцените компетентность сотрудников
 
Качество предоставления услуг
 
Баннер
Баннер
Баннер