Главная Отражения Биографии
Баннер

БИОГРАФИИ

Копшицер, М. И. Поленов / Марк Копшицер. – М. : Молодая гвардия, 2010. – 335, [1] с., [16] л. ил. – (Жизнь замечательных людей: серия биогр. ; вып. 1289).

         Чем старше я становлюсь, тем ярче детские воспоминания. Увидела на выставке книгу о Василии Дмитриевиче Поленове и перед глазами предстала его картина « Старая мельница».mel И будто снова я стою и перечисляю, что на ней нарисовано, а мама меня останавливает и говорит: «Представь себе раннее утро. Солнышко еще не взошло. Туман. Влажно. Зябко. Вода журчит. Теперь свои ощущения соедини с тем, что видишь на картине. Если сделаешь все правильно, то почувствуешь брызги». В тот раз чуда так и не произошло, и только став старше я поняла, почему. Произведение искусство должно найти отклик в душе зрителя.

        Мое отношение к искусству сродни мысли высказанной в одном из писем отцом художника: «Ведь мало ли было в человечестве безобразий, ну и заведывай ими история, а зачем же изящество-то портить ими?». Может быть, поэтому мне из всего творчества Поленова ближе картины созданные им в 1978-1979 годах: «Московский дворик», «Бабушкин сад» и нежно любимый «Заросший пруд». И не только мне. «Младшие современники Поленова оставили множество воспоминаний о том, как завораживающе действовали на них, в то время еще юнцов, светлые, дивные пейзажи Поленова, которые были словно окном, пробитым сквозь стены тех зданий, в которых экспонировались передвижные выставки; окном, через которое проникало солнце, проникал воздух», - пишет в своей книге Марк Копшицер.

      Перелистывая страницы биографии, я нашла подтверждение тому, что жизнь художника отражается в его творчестве. Влюбленный Поленов создает удивительно светлые пейзажи. После смерти сына в его картинах навсегда поселяется грусть. В конце книги меня ждал удивительный подарок, подаривший спокойствие моей душе. Это слова, которыми Поленов закончил свое «Художественное завещание», написанное в 1906 году: «Смерть человека, которому удалось исполнить кое-что из своих замыслов, есть событие естественное и не только не печальное, а скорее радостное, - это есть отдых, покой небытия, а бытие его останется и переходит в то, что он сотворил».

Ирина Ивличева

* * *

Акройд, П. Шекспир. Биография / Питер Акройд ; пер. с англ. О. Кельберт. – М. : КоЛибри, 2009. – 734, [1] с., [8] л. ил. : ил.

       На библиотечной полке мое внимание привлекли две стоящие рядом книги. Уже более четырехсот лет пьесы Шекспира радуют зрителей, а наши издатели никак не могут договориться, как писать его имя Вильям, или Уильям. Потом вспомнила телепередачу и вздохнула. Споры вызывает не только написание имени, но и его облик, образование, даже авторство пьес. Захотелось почитать что-то о великом английском писателе. Пока шла к каталогу думала, как выбрать ту, что более правдива, что ли. Остановилась на первой же карточке. Имя автора мне было хорошо знакомо по художественным произведениям. Подумала, что биографию, написанную современным английским писателем Питером Акройдом, будет интересно читать. И не ошиблась. Первые же строки переносят читателя в другую историческую эпоху. «Принято считать, что Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года, в день святого Георгия. На самом деле это могло случиться и 21 и 22 апреля, но совпадение с праздником более пристало такому событию. Явившееся в мир из материнской утробы с помощью повитухи, дитя шестнадцатого столетия искупали и туго запеленали в кусок мягкой материи. Затем ребенка снесли вниз показать отцу. После ритуала знакомства его водворили обратно во все еще теплую родильную комнату, под бок матери. Считалось, что мать «примет на себя все болезни младенца», прежде чем его положат в колыбель».

       Автор умело сочетает факты с бытовыми описаниями. «Шекспир с отцом взобрались по лестнице в классную комнату, где учитель прочел им школьные правила, а мальчик согласился их выполнять; за 4 пенса Уильям Шекспир был зачислен в школу. Он принес с собой свечи, книги и письменные принадлежности, а именно: тетрадь, бутыль чернил, роговую доску и полчетвертушки бумаги. У него не могло быть учебников, доставшихся от отца, поэтому книги тоже нужно было купить. Это походило на обряд посвящения».

       Ненавязчиво вставляя в повествование анализ пьес, Питер Акройд подтверждает, что их автором был Шекспир и никто иной. «При стратфордском доме, как и при большинстве домов в округе имелся сад. Образ сада у Шекспира встречается в самых разных ситуациях, принимая реальные или символические черты. Сад, заросший сорняками, воплощает упадок. Шекспир знает о прививке, обрезке ветвей, знает, как вскапывают и удобряют землю. В «Ромео и Джульетте» есть образ ползучего растения, которое прижимают к земле, чтобы оно пустило новые корни. Вряд ли эта картина придет на ум городскому писателю. В целом в пьесах упоминается 108 разных сортов растений».

        Читателя ждет близкое знакомство с семьей Шекспира и увлекательное путешествие в историю английского театра. Мне же после прочтения книги было жаль расставаться с Уильямом Шекспиром, и я решительно взяла в руки томик его пьес.

Ивличева Ирина

* * *

Акимов, В. В. Леонид Утесов / Владимир Акимов. - М. : АСТ : Олимп, 1999. - 441, [3] с., [16] л. ил. - (Биографии).

      Честно говоря, жанр биографии никогда не любила. Мне казалось, что это книги скучные и тяжелые для прочтения. Для работы мне вполне хватало сведений, взятых из энциклопедии. Принести книгу о Леониде Утесове меня попросил муж. В секторе музыкальных и зрелищных искусств Центральной городской библиотеки мне предложили книгу Владимира Акимова «Леонид Утесов». Смотря, с каким увлечением её читает муж, мне и самой стало интересно попробовать.

      С первых же страниц стало ясно, что это произведение не столько биография, сколько объяснение в любви поклонника творчества Леонида Осиповича. Автор во всем подчеркивает уникальность своего кумира: «Слух о том, что известного певца, чтеца-декламатора, со свойственным ему блеском прочитавшего гоголевскую «Птицу-тройку» на последнем училищном вечере, гитариста, трубача, балалаечника, борца, гимнаста, рыбака, футболиста, акробата и т.д. и т. п. и пр., пр., выгнали от Генриха Файга, распространился по Одессе, подобно огню по сухой траве. Даже в этом прискорбном факте Ледя проявил себя как большой оригинал. Дело было в том, что он стал первым, и единственным, исключенным за всю тридцатилетнюю историю училища, не отличавшегося, как уже говорилось, особой благовоспитанностью своих учеников». На страницах то и дело появляются отрывки из воспоминаний Утесова, повествующие о наиболее значимых событиях в жизни артиста:

«Все хорошие дела начинаются в дождь, а когда мы шли из ресторана, он уже шел. Комната, которую я снял, была неподалеку. Я сказал:

- Может быть, мое предложение покажется вам нелепым, но давайте зайдем ко мне и переждем непогоду. А потом я помогу вам найти комнату.

Искать комнату Леночке Ленской не понадобилось – она вошла в мою и больше из неё не вышла. Как будто дождь шел сорок девять лет. Она стала моей женой...»

      Драгоценные строки Леонида Осиповича автор бережно обрамляет рассказом об исторических событиях, так как считает, что невозможно писать о человеке без рассказа о времени его жизни. Ведь время – это еще и судьба. Революция, гражданская и отечественная война, так или иначе, влияли на творчество артиста. В его жизни были взлеты и падения. Его творчество хвалили и ругали, но время все расставило по своим местам. Имена его гонителей затерялись в прошлом, а песни в исполнении Утесова по-прежнему волнуют наши сердца.

«Сердце, тебе не хочется покоя,

Сердце, как хорошо на свете жить.

Сердце, как хорошо, что ты такое,

Спасибо сердце, что ты умеешь так любить!»

Ивличева Ирина