Главная
Баннер

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939) - один из самых крупных и оригинальных русских художников первых десятилетий XX века.

     В его искусстве были стянуты в крепкий узел, казалось, далекие друг от друга художественные тенденции. Его произведения вызывали яростную полемику, страстные столкновения зачастую прямо противоположных мнений и оценок - от восторженных похвал до презрительных насмешек (в том числе и со стороны такого колосса как Репин). Это была личность сложная и в то же время цельная. Выдающийся живописец, непревзойденный рисовальщик, самобытный теоретик, прирожденный педагог, талантливый литератор, видный общественный деятель. Человек многосторонне одаренный. Художник, единственный в своем роде и типичный сын своего времени, с равным интересом писавший и русские иконы и вождя революции Ленина.

      Путь становления Петрова-Водкина как человека и художника был долгим и тернистым. Он родился в Саратовской губернии, в небольшом приволжском городке Хвалынске а семье сапожника.

      Учился в классах живописи и рисования Ф.Е.Бурова в Самаре (1895–1897) и Центральном училище технического рисования Штиглица в Петербурге (1895–1897).

      В 1905 окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его наставников был В.А.Серов.

      Посещал студию А. Ашбе в Мюнхене (1901) и частные академии Парижа (1905–1908). В эти же годы много путешествовал по Западной Европе и Средиземноморью, побывал в Северной Африке; позднее большое значение для него имели также крымские и среднеазиатские впечатления.

      Широкую известность принесла ему картина "Купание красного коня" (1912). Входил в объединение "Мир искусства". Среди лучших работ художника романтико-патетические картины на революционные темы "1918 год в Петрограде" ("Петроградская мадонна"), "После боя" и "Смерть комиссара". Участвовал в выставках "Золотое Руно" (1909-10), "Мир искусства" (1910-24), общества "Жар-Цвет" (1924), "Четыре искусства" (1925-29).

      Среди литературных работ Петрова-Водкина (рассказы, повести, очерки, теоретические статьи) наибольший интерес представляет автобиографическая книга "Моя повесть".


В фонде читального зала есть несколько изданий, посвященные жизни и творчеству этого великого русского и советского художника. Предлагаю вам с ними познакомиться:

1. Костин, В.И. Кузьма Сергеевич Петров – Водкин : альбом/ В. Костин. – М., 1986. – 163 л. : ил.

      Есть художники, занимающие в искусстве особое место. Их работы резко отличаются от произведений современников, но вместе с тем не являются чем-то чуждым общему процессу художественного развития, а, скорее, дополняют и обогащают его.

      Именно такой своеобразной и крупной личностью был в русском и советском искусстве К.С. Петров – Водкин.

      В дореволюционное время художник создал произведения, вошедшие в золотой фонд нашего искусства. Это, прежде всего, – «Купание красного коня» (1912), «Мать» (1913), «Девушки на Волге» (1915).

      Первой картиной, связанной с революционными событиями, является полотно «1918 год в Петрограде» (1920).

      В этом альбоме Вы найдете замечательные работы К. Петрова – Водкина.

2. Петров-Водкин, К.С. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия / Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. – Л., 1982. – 654 с. : ил.

      К.С. Петров-Водкин не только был замечательным мастером живописи, но и талантливым писателем. Автобиографические повести «Хлыновск» и «Пространство Эвклида», написанные в конце 1920-х – начале 1930-х гг., являются одним из ценнейших произведений отечественной мемуаристики. В них запечатлены не только этапы биографии мастера, ступени формирования его духовного мира, но и встают образы учителей и соратников художника.

      Издание иллюстрировано рисунками автора.

3. Рисунки Петрова – Водкина / сост. и автор вступ. статьи Ю.А. Русаков. – М., 1978. – 126 с.

      К.С. Петров-Водкин оставил не только богатое живописное наследие. Широко известен он и как талантливый рисовальщик, работавший в разных материалах и технике (рисунок углем, карандашом, кистью, пером, акварель), создавший как станковые графические произведения, так и иллюстрации к книгам.

4. Русаков, Ю.А. Петров-Водкин / Ю. Русаков. – М., 1975. – 135 с. : ил.

      В этой книге представлен очерк жизненного и творческого пути русского и советского художника К.С. Петрова – Водкина.

5. Кузьма Петров – Водкин // Великие имена. – 2007. - № 20.

      Весь номер журнала «Великие имена» (из собрания Государственной Третьяковской галереи) посвящен яркому и самобытному художнику Кузьме петрову –Водкину.

6. Опимах, И. Плач на огненном коне : [о картине К.С. Петрова-Водкина «Купание красного коня»] / Ирина Опимах // Смена. – 2010. - № 1. – С. 62-65.

      Эта картина – одно из самых известных полотен Третьяковской галереи. Возможно, самое значительное творение художника.

      В 1912 году открылась очередная выставка объединения «Мир искусства» и эта картина стала главным ее событием. Картина воспринималась как предсказание чего-то важного и трагичного.

Купание красного коня (1912)

Петроградская мадонна (1920)

Портрет Анны Ахматовой (1922)

Автопортрет (1926)

Смерть комиссара(1928)

Весна (1935)

 
Оцените компетентность сотрудников
 
Качество предоставления услуг
 
Баннер
Баннер
Баннер
v i f w