Главная
Баннер

      Винсент Ван Гог(1853-1890)-    всемирно известный нидерландский художник-постимпрессионист.

     Винсенту Ван Гогу по праву принадлежит исключительное место в искусстве XIX столетия. Его творчество было связано с Голландией - где он родился и провел юношеские годы, и с Францией - где он жил с 1886 года до своей трагической смерти.

     Ван Гог был живописцем мощного творческого темперамента, какие рождаются не в каждой стране и не в каждом столетии. Его искусство было созвучно времени, в которое он жил, и, одновременно, опережало его, открывая новые пути постижения реальности для художников XX века.

      Винсент Ван Гог принадлежал к поколению художников-постимпрессионистов, к которым критика в начале XX столетия причислила, кроме самого художника, еще Поля Сезанна, Поля Гогена, Анри де Тулуз-Лотрека.

     Винсент Ван Гог не получил систематического академического образования и вообще творить начал довольно поздно. Однако, благодаря дару, постоянным усилиям, труду и собственному неповторимому взгляду на мир, он сумел создать подлинные шедевры.

     На протяжении всего творческого пути неизменным оставался интерес Ван Гога к человеку. Поэтому именно человек, венец мироздания, становится главным героем его первых произведений. Художника не могла не волновать жизнь людей, с которыми он прожил бок о бок несколько лет и был свидетелем их мук и бед.

     В 1885 году появляется полотно "Едоки картофеля". Оно выдержано в темной гамме, словно напоминающей о цвете земли, которую возделывают крестьяне. Создавая картину в сдержанном колорите, художник в этот период все больше внимания уделяет формальной стороне полотна.

      После поездки в Париж и знакомства с импрессионистами в 1886 году манера Ван Гога несколько меняется. Его полотна становятся более эмоциональными. Они будто наполняются светом. Палитра обогащается, она становится более красочной, картины словно преображаются. В полной мере раскрыться творческому потенциалу художника помогает путешествие на юг Франции, в Арль, где он, будто на одном дыхании, создает ряд прекраснейших и вдохновенных произведений. Здесь Винсент Ван Гог думает воплотить свой грандиозный замысел. В этом благословенном месте, наполненном древними архитектурными памятниками, он мечтал организовать колонию художников.

     Ван Гог мастерски использует символику цвета, он играет его "созвучиями" и "контрастами", благодаря чему полотна приобретают свой собственный ритм и звучание. Нетрудно заметить, что желтые, солнечные тона становятся едва ли не главными в полотнах живописца. Желтый - символ жизни, зрелого и полноценного урожая, выращенного руками тружеников-крестьян (особенно ярко проявляется в полотнах "Подсолнечники" и "Сеятель").

     Как в природе художник пытается найти духовное начало, так и в окружающих людях его привлекает богатство внутреннего мира. Ван Гог нередко запечатлевает симпатичных ему людей, зачастую своих друзей. Портреты "Арлезианка", "Почтальон Рулен", "Зуав" будто излучают любовь и уважение, чувства, которые живописец испытывает по отношению к портретируемым.

     Буквально во всем Ван Гог пытался найти человеческое, поэтому столь трудно ему было жить и работать в мире, где человек отождествлялся с машиной и его значимость оценивалась лишь с точки зрения его полезности. Духовная жизнь все меньше становится востребованной, а прежние связи в процессе развития цивилизации и прогресса рушатся. Эта причина и субъективные пессимистические настроения приводят художника к болезни (психическому расстройству).

      В 1889 году он становится пациентом лечебницы Сен-Реми. Однако эти годы не проходят для мастера бесследно, после кризиса он продолжает творить. В это время он создает множество портретов, пейзажей с кипарисами, этюдов. В числе наиболее интересных - натюрморты с ирисами, на основе которых художник продолжает исследовать возможности цветовых сочетаний.

      Последние произведения художника, среди которых - "Пейзаж в Овере после дождя", восхищающий чистотой и словно первозданной красотой мира, были созданы в Овере, небольшой деревушке под Парижем. Именно здесь один из самых почитаемых в ХХ веке художников уходит из жизни. Так и не понятый своими современниками, он оставляет потомкам множество шедевров и удивительных писем, обращенных к брату Тео. Эти письма стали одними из самых интересных размышлений о творчестве и жизни художников XIX века.

 Читальный зал  располагает несколькими изданиями о Винсенте Ван Гоге. Знакомьтесь:

1. Ван Гог, В. Письма / пер. П.В. Мелковой, общ. редак., сост, вступ. статья и прим. Ю.И. Кузнецова. – Л. : М., 1966. – 604 с. : ил.

     Эпистолярное наследие Винсента Ван Гога, величайшего голландского живописца Х1Х столетия, огромно. Большая часть этих писем адресована его младшему брату Тео.


2. Ван Гог : альбом / текст Э. Криспино. – М., 2001. – 63 с.

     Прекрасно иллюстрированное издание рассказывает о знаменитом голландском художнике Винсенте Ван Гоге.


3. Дмитрева, Н.А. Винсент Ван Гог. Человек и художник / Н.А. Дмитриева. – М., 1984. – 397 с.

     Монография о великом голландском художнике, крупнейшем представителе постимпрессионизма Винсенте Ван Гоге ставит своей задачей наиболее полно осветить его жизнь и творчество.

     Автор характеризует различные стороны личности мастера, их проявление и в творчестве, и в биографии, и в обширной переписке; подвергает критике мифы о Ван Гоге и односторонние толкования его искусства.


4. Уоллэйс, Р. Мир Ван Гога (1853 – 1890) / Роберт Уоллэйс. – М., 1998. – 190 л. : ил.

     Книга рассказывает об одном из самых удивительных художников 19 века – Винсенте Ван Гоге, о его искусстве, которое волнует зрителя страстной эмоциональностью, драматизмом и глубиной восприятия мира.

     Творчество Ван Гога глубоко интимно. За исключением его соотечественника Рембрандта, ни один из великих художников не создал такого количества автопортретов (более сорока). Его пейзажи, фигуры, интерьеры и натюрморты – также в определенном смысле автопортреты. Это был его метод – молниеносно переплавлять то, что он видел и ощущал, в свои личные откровения. Но как ни печально, он мог выразить свою любовь только в искусстве.


5. Перрюшо, А. Жизнь Ван Гога / пер. с фран. С. Тархановой и Ю. Яхниной. – М., 1987. – 383 с. : ил.

     Автор книги – талантливый французский писатель, автор книг о французских художниках Сезанне, Тулуз-Лотреке, Ренуаре, Гогене и других.

      Книга о Винсенте Ван Гоге открывает перед читателями жизнь художника со всеми ее противоречиями, переживаниями, сомнениями; трудные самозабвенные поиски призвания, жизненного пути, на котором можно лучше помогать нуждающимся и страждущим. Все в книге достоверно и документировано, но это не мешает ей быть волнующим рассказом, ярко воссоздающим облик художника и обстановку, в которой он жил и творил.


6. Варьяш, А. Скованые одной цепью / Антонина Варьяш // Караван историй. – 2012. - № 3. – С. 214-233.

      Сидя в тишине ночного кафе, Тео Ван Гог в сотый раз задавался вопросом: «Почему все сложилось именно так? Когда на смену юношеской дружбе пришла изматывающая зависимость?» Эти путы душили не только его самого, но и брата. Вин первым попытался разрубить их и не отступил, пока не использовал все средства, вплоть до собственной смерти...


7. Виноградов, Ф. «Смерть уносит нас к звездам...» : [к 150-летию со дня рождения В. Ван Гога]/ Ф. Виноградов // Юный художник. – 2003. - № 10. – С. 10-14.

      Ван Гог совершенно не укладывается в научные и философские доктрины. И это именно оттого, что сведений о его жизни слишком много; они перевешивают жизнь. Ни поражающее количество созданных им работ (817 картин , более 800 рисунков за десять лет работы), ни полная эксцентрических событий жизнь, ни огромное эпистолярное наследие художника не прибавляют ни единой черты к этому уникальному явлению.

Едоки картофеля (1885)

Портрет почтальона Джозефа Роумена (1888)

Сеятель(1888)

Ваза с двенадцатью подсолнухами(1889)

Пейзаж в Овере после дождя (1890)

Звездная ночь (1889)


 
Оцените компетентность сотрудников
 
Качество предоставления услуг
 
Баннер
Баннер
Баннер
v i f w