Главная
Баннер

КУСТОДИЕВ Борис Михайлович (1878-1927)


Не знаю, удалось ли мне сделать

и выразить в моих вещах то,

что я хотел - любовь к жизни,

радость и бодрость, любовь

к своему русскому. Это было

всегда единственным "сюжетом"

моих картин.

              Кустодиев Б.М.


     КУСТОДИЕВ Борис Михайлович [23.2 (7.3) 1878, Астрахань ,- 26.5.1927, Ленинград] - советский живописец, график и театральный художник.

     Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев готовился стать священником. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством и в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств. Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета».

     В Кустодиеве обнаружился дар портретиста, и еще, будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов - Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902).

     В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку - Кустодиев выбрал Париж. В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине.

     К 1905 году относятся и первые опыты художника в книжной иллюстрации, к которой он будет обращаться на протяжении всей своей жизни. Им проиллюстрированы многие произведения русской классической литературы: "Мертвые души", "Коляска" и "Шинель" Н. В. Гоголя, "Песня про купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова, "Как черт у мужика краюху украл" и "Свечка" Л.Н. Толстого. В этих рисунках - глубокое проникновение в суть литературного произведения.

     В эти же годы у Кустодиева складывается свой круг образов и тем, которые определили творческий облик живописца. Он глубоко любил народное искусство, расписные вятские игрушки, лубочные картинки, изучал народные сказки, поверья, гадания. К народному творчеству художник относился с чувством национальной гордости. Он считал, что в представлении народа искусство всегда связано с праздником, с ощущением радости.

     В 1909 году Кустодиев получил звание академика живописи. Он продолжал напряженно работать, но тяжелая болезнь - туберкулез позвоночника - требовала неотложных мер. По совету врачей художник едет в Швейцарию, в течение года лечится в частной клинике. Он томится вдали от родины, и русские темы продолжают оставаться основным содержанием его произведений, созданных за границей. В 1912 году он написал картину "Купчихи" - одну из первых в галерее купеческих образов. В ней перемешались реальность и фантастика, мир подлинной, живой красоты и бутафории. Нарядные, пышущие здоровьем, статные купчихи на базарной площади ведут степенную, неторопливую беседу.

     Жанровые произведения, созданные художником в эти годы, рисуют мир людей, живущих в небольших уездных городишках: "Городок" (1915), "Христосование" (1916). Завершает серию одна из самых значительных картин "Масленица" (1916), продолжающая тему народного праздника.

     Захватила художника и работа над созданием театральных декораций. В 1911 году Кустодиев впервые начал работать в театре. Он исполнил декорации к спектаклю "Горячее сердце" А. Н. Островского, и успех обеспечил далее постоянные заказы; в 1913 году художник оформлял "Смерть Пазухина" в Московском Художественном театре и выполнил не только декорации, но и эскизы костюмов. С особой яркостью дарование Кустодиева -декоратора проявилось в оформлении пьес Островского "Свои люди - сочтемся", "Не было ни гроша, да вдруг алтын", "Волки и овцы", "Гроза". Они свидетельствовали о глубоком проникновении художника в суть авторского замысла. Купеческий мир Кабановых, уклад их жизни, быт провинциального городка - все это было близко жанровым картинам Б. М. Кустодиева, и декорации он пишет легко и быстро.

     Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Он, в своем инвалидном кресле, бывал на премьерах в театрах и даже совершал дальние поездки по стране. Болезнь прогрессировала, и в последние годы художник вынужден был работать на холсте, подвешенном над ним почти горизонтально и так близко, что не имел возможности увидеть сделанное целиком. Но физические силы его иссякали: ничтожная простуда повлекла за собою воспаление легких, с которым сердце уже не справилось. Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало.

     Произведения Кустодиева - яркие, оптимистичные, продолжают жить, доставляя огромную эстетическую радость людям.


В фонде читального зала есть несколько изданий об этом замечательном русском художнике.

Предлагаю вам с ними познакомиться:

1.  Алексеева, А.И. Солнце в морозный день : повесть / А. Алексеева. – М., 1978. – 176 с. : ил.

     Эта книга написана на основе воспоминаний родных и друзей художника (прежде всего его дочери), его писем и записей.

2. Докучаева, В.Н. Борис Кустодиев. Жизнь в творчестве / В.Н. Докучаева. – М., 1991. – 206 с. : ил.

     Б.М. Кустодиев – явление в истории русского искусства уникальное. Он отразил в своем искусстве русскую жизнь столь многогранно и глубоко, что его можно было бы назвать летописцем России.

     Кустодиев при простоте его сюжетов – чаепитие, катанья на тройках, балаганы – художник – мыслитель.

     Кроме этого книга содержит материал о творческой близости и перекличке тем и сюжетов Блока и Кустодиева. Искусство поэта и художника – это как бы два пути в оценке жизни России, размышлений о будущем страны.

3. Кустодиев, Б.М. / сост.-ред. Б.А. Капралов. – Л., 1967. - 438 с. : ил.

     Творчество Кустодиева обширно и многогранно. Замечательный живописец, широко известен как мастер портрета, жанровой картины и пейзажа, неизменно обогащенного присутствием человека.

     Эта книга открывается разделом, посвященным эпистолярному наследию Кустодиева. Эти письма – словно летопись его жизни. Ценность этих писем совсем не в литературных достоинствах, изяществе слога. С помощью этих писем мы может лучше понять своеобразие его личности и творческого облика.

     Сборник завершается разделом «Воспоминания», в котором собраны статьи близко знавших Кустодиева художников, актеров, режиссеров, его друзей.

4. Лебедева, В.Е. Кустодиев. Время. Жизнь. Творчество / Виктория Лебедева. – М., 1984. – 154 с. : ил.

     Жизнь Бориса Михайловича Кустодиева была во многом примечательной и необычной. Ему были отпущены судьбой радости и страдания, большой талант и тяжелая болезнь, превосходные друзья, работа с самыми выдающимися деятелями культуры своего времени, живой , активный, жизнелюбивый характер – и неподвижность.

5. Лебедева, В.Е. Борис Кустодиев / Виктория Лебедева. – М., 1997. – 90 с. : ил.

     Кустодиев научил нас любить и ценить живые приметы старины, подмечать их, любоваться ими, радоваться им.

6. Кустодиев, Б.М. Портреты деятелей русской культуры : альбом / авт. – сост. В.Н. Докучаева. – М., 1987. – 160 с. : ил.

     Альбом знакомит с богатым наследием художника в области портретного жанра. Созданные Б.М. Кустодиевым портреты русских художников и музыкантов, актеров и писателей – изобразительные документы к истории русской художественной творческой мысли. Творческая индивидуальность Кустодиева выразилась в его портретах очень целостно и определенно.

7. Эткинд, М.Г. Борис Кустодиев / М.Г. Эткинд. – М., 1982. – 453 с : ил.

      Самый жизнерадостный, пожалуй, среди русских живописцев, Кустодиев был художником счастья. Созданное им пронизано радостью бытия. Это бодрое и доброе, улыбчивое и свежее искусство.

     Напоминать о счастье, о празднике жизни, дарить людям своим искусством отголосок его – в этом он видел этический долг.

8. Александров, А. Борис Кустодиев. Мир на колесах / Алексей Александров // Караван историй. – 2010. - № 9. – С. 212-223.

     Это рассказ о верной спутнице художника Юлии Евстафьевне Кустодиевой.

9. Лебедянский, М. Театральный Кустодиев / М. Лебедянский // Юный художник. – 2010. - № 1. – С. 19-21.

10. Балашова, Л. Б. Кустодиев. Портрет Ф.И. Шаляпина / Л. Балашова // Юный художник. – 2001. - № 12. – С. 16.

     Б. М. Кустодиев испытывал большое притяжение к этому подлинно русскому таланту. Художника всегда привлекали более всего человеские типы и лицо.

    Мастеру удалось передать всю многогранность личности Шаляпина: русскую стихийную сущность его темперамента, широту натуры, порыв, вдохновение и его барственность, избалованность славой, причудливость характера.

    «Портрет Шаляпина» был любимым портретом Кустодиева, в котором он смог воплотить полностью свои размышления о национальном своеобразии русского народа.

 Вед.библиограф Е. Гордеева

 
Оцените компетентность сотрудников
 
Качество предоставления услуг
 
Баннер
Баннер
Баннер
v i f w