Чехов и музыка
Последняя декада января в библиотеках города традиционно посвящается А.П. Чехову
Последняя декада января в библиотеках централизованной системы традиционно посвящается А.П. Чехову
В день рождения писателя, 29 января, в Чеховском зале ЦГБ собрались любители русской литературы, читатели, хорошо знакомые с творчеством А.П. Чехова. Несмотря на это, программа библиогостиной «У камина» оказалась для каждого познавательной и интересной. Вниманию присутствующих представлен литературно-музыкальный час «Чехов и музыка».
В жизни А.П. Чехова музыка занимала важное место. Упоминания музыки и ее творцов встречаются как в рассказах и пьесах, так и в эпистолярном наследии писателя. Известно, что Чехов был знаком со многими музыкальными деятелями России; первая и главная фигура в этом списке – П.И. Чайковский. Писатель посвятил композитору сборник «Хмурые люди». В письме М.И. Чайковскому Чехов оставил одно из ярчайших высказываний о композиторе: «Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, – до такой степени я уважаю его».
В следующем поколении русских музыкантов Чеховым горячо увлекается композитор, близко стоящий к традициям искусства Чайковского, – С. Рахманинов. Слушатели с интересом узнали, что программой оркестровой фантазии «Утес» послужил рассказ А.П. Чехова «На пути». Уникальный случай прочтения Чехова в камерной музыке – романс С. Рахманинова «Мы отдохнем» на текст финального монолога Сони из IV действия «Дяди Вани». Рахманинов, безусловно, уловил в тексте глубинный религиозный смысл; романс на слова Чехова примыкает к «духовной» линии вокального творчества композитора.
Рассказ библиотекаря иллюстрировался музыкальными примерами: по ходу мероприятия прозвучали записи произведений П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, В.А. Гаврилина.
Несомненно, «музыкальность» или «немузыкальность» какого-либо писателя не измеряется и не исчерпывается количеством его сюжетов и текстов, использованных композиторами. Но рядовому любителю музыки сложно представить, насколько произведения А.П. Чехова обогатили музыкальный театр. Среди опер на чеховские сюжеты – «Скрипка Ротшильда» В. Флейшмана, «Медведь» Г. Седельникова, «Ведьма» В. Власова и В. Фере, одноактные оперы А. Холминова «Ванька» и «Свадьба», «Три сестры Прозоровы» А. Чайковского. В конце 2009 в Камерном музыкальном театре им. Б.А. Покровского к 150-летию писателя поставлены оперы белорусского композитора С. Кортеса «Юбилей» и «Медведь». В 2010 году в Большом театре состоялась мировая премьера оперы французского композитора Филиппа Фенелона «Вишневый сад».
Но наиболее органичной формой воплощения чеховских сюжетов стала не опера, а предполагающий большую условность балет. В балетном театре XX века есть, как минимум, 3 шедевра – «Анюта» на музыку Валерия Гаврилина; «Чайка» и «Дама с собачкой» Родиона Щедрина. Библиотекарь подробно остановилась на истории создания балетов и их сценической судьбе.
Заключительная часть мероприятия была отдана просмотру фильма-балета «Дама с собачкой».
В день рождения писателя в Чеховском зале ЦГБ собрались любители русской литературы
Ведущая мероприятия Тикунова О.В.
Кроме этого ко Дню рождения великого русского писателя были оформлены книжные выставки в читальном зале ЦГБ имени А.П. Чехова под названием "Мир Чехова" и "Антон Павлович, будем знакомы!" в ЦДЮБ.