Главная Выставки Виртуальные выставки
Баннер

Владимир Высоцкий : без мифов и легенд

(к 75-летию со дня рождения)


          "Жизнь Высоцкого кончилась. Но судьба, которая шире и больше его жизни,

           только еще разворачивается. Размышляя о ней, мы оглядываемся не назад,

           но вокруг, смотрим не на одного человека, а на многих и на самих себя".

                                                                                                  Н. Крымова


      vvВладимир Семенович Высоцкий, бесспорно, крупное явление российской культуры второй половины ХХ столетия.     

     Высоцкий написал около 700 песен и стихов, сыграл около 30 ролей в фильмах и создал много замечательных образов на сцене, объездил с концертами всю страну и мир. Стал народным кумиром потому, что в годы строгой цензуры он осмеливался затрагивать запретные темы. Сумел проникнуть в быт и психологию широких слоев советского общества, как никто другой отобразил подвиг советских людей в годы войны и, конечно же, был удивительно талантливым человеком.

     О Владимире Высоцком сказано уже довольно много. Его смерть, как это водится в России, стала толчком для официального признания гениальности поэта.

     О знаменитом барде написано немало книг. Их можно условно разделить на анализ творчества и мемуары близких и далеких, можно даже сказать, случайных знакомых.

Самым известным художественным произведением о Высоцком по праву считается книга его супруги - Марины Влади.


Влади, М. Владимир, или Прерванный полет: пер. с фр. – М.: Прогресс, 1989. - 176с.

     В книге воспоминаний известная французская актриса Марина Влади рассказывает о своём приезде в 1967 году на V Московский международный кинофестиваль, о знакомстве с Владимиром Высоцким, об их жизни в Москве, поездках во Францию, Италию, США и другие страны. Здесь приведены малоизвестные факты, касающиеся встреч В. Высоцкого с видными зарубежными деятелями культуры — Питером Бруком, Робертом де Ниро, Лайзой Минелли и др. Автор подробно описывает процесс работы

В. Высоцкого над своими стихами и песнями, рассказывает о его выступлениях в театре и на концертах перед советской и зарубежной аудиторий.

     Это исповедь женщины, которая любила так сильно, как только можно любить и была любима. Трогательная, счастливая и одновременно печальная история любви XX века. Одна из самых скандальных пар того времени Владимир Высоцкий и Марина Влади. Они были такие разные. Он жил в России, она во Франции. На двоих пять детей, несколько неудачных браков. Но это не помешало им соединить свои сердца. Марина Влади -последняя жена Владимиры Высоцкого, его муза и источник вдохновения. Это женщина была рядом с ним несколько непростых лет. Она стала для него поддержкой и опорой.

     Именно она впервые затронула не очень приятную тему алкоголизма, который в России, по большому счету, явление привычное, и открыто заявила, что ее знаменитый муж кроме всего прочего употреблял еще и наркотики.

     Книга "Владимир, или прерванный полет" написана красивым литературным языком. По книге был снят документальный фильм "Последний поцелуй", в котором цитируются целые отрывки.

     Издание будет интересно любителям творчества Высоцкого. Возможно, они раскроют его для себя совершенно с новой стороны.

 

Перевозчиков, В.К. Владимир Высоцкий: Правда смертного часа. Посмертная судьба / Валерий Перевозчиков. – М.:ВАГРИУС, 2003. – 430 с., [12] л. ил.

     О Владимире Семеновиче Высоцком известно многое, но далеко не все, что хотелось бы знать почитателям его таланта. Восполнить эти белые пятна личной жизни барда, поэта и актера решил Валерий Перевозчиков, старший преподаватель Пятигорского государственного лингвистического университета.

     Автор книги - известный публицист воссоздает по дням и даже по часам последние полгода жизни Владимира Семеновича. В ней содержится много интересного биографического материала.

     Это попытка осмыслить друзьями и близкими масштаб личности В.Высоцкого уже после его смерти.

      Автор проделал работу, сложность и добросовестность которой трудно переоценить. Это не просто «хроника ухода» великого поэта и барда – это беспощадный и точный портрет эпохи. Грустно, поучительно, талантливо.

     В сравнении со многими публикациями о Владимире Высоцком, эта книга лучшая.

 

Ольбрыхский, Д. Поминая Владимира Высоцкого: пер. с польского. – М. : Вахазар, 1992. - 91с.: ил.- (Коллекция польской лит.).

     Польский актер Даниэль Ольбрыхский символизирует свою страну так же как, скажем, Владимир Высоцкий - Россию. Недаром они дружили, испытывая друг к другу нежнейшие чувства; и если между их странами возникали разногласия, то между этими двумя актерами – никогда. В отличие от Высоцкого и других культовых "шестидесятников", Ольбрыхский живет и здравствует и поныне: несмотря на возраст, его "чертовское" обаяние не убывает.

     Его книга – это воспоминание о друге - великом поэте, певце, артисте Владимире Высоцком. Речь в ней и о времени, и о себе. Из нее мы узнаем немало интересных деталей не только из жизни Высоцкого, но и многое о самом авторе.

      Возможно, есть ещё одно обстоятельство, позволившее Высоцкому причислить Польшу к списку своих любимых стран. Дело в том, что польские журналисты были первыми, кто оценил дарование актёра Владимира Высоцкого.

 Кохановский И.В. «Письма Высоцкого» и другие репортажи на радио «Свобода» / И.В. Кохановский. — М.: Физкультура и спорт, 1993. — 192 с. : ил.

     Сейчас выходит много воспоминаний о Высоцком его друзей, но настоящие друзья те, кого таковыми называл сам певец.

      С автором книги Игорем Кохановским поэт дружил всю жизнь, начиная с детских лет.

      В своей книге Игорь рассказывает о письмах, которые ему писал Владимир Высоцкий в Магадан, где Кохановский работал журналистом в местной газете. Письма полны юмора, по-видимому, Владимир Семенович не мог без этого, но в тоже время писал о своих проблемах, одиночестве, о возникающих трудностях с написанием песен.

     Автор вспоминает о песнях, которые Высоцкий посвятил ему. Самая известная из них «Мой друг уехал в Магадан».

Живая жизнь : штрихи к биографии Владимира Высоцкого / интервью и лит.запись В.Перевозчикова. - М.: Моск. рабочий, 1988.- 316,[1] c.: ил.

     Название книги соответствует ее содержанию. Она наполнена живым словом: интервью, встречами и беседами с людьми, знавшими Высоцкого - товарищами по детству, товарищами по театру: Л. Филатова, В. Смехова,

А. Демидовой, рассказы А. Макарова, О. Савосина, Л.Абрамовой, Н.Губенко, И.Бортника, Ю.Медведева, В.Гольдмана...

     О жизни поэта, актера, певца свидетельствуют около тридцати человек. Каждый из них рассказывает самое, на его взгляд, важное и интересное. Говорит то, что считает нужным сказать.

      В ней впервые и полностью публикуется интервью В.С.Высоцкого Пятигорскому телевидению, а также - три его концерта, точнее то, что он говорил на этих концертах, - своеобразная автобиографическая проза.

 

В.С.Высоцкий: исследования и материалы : сборник. – Воронеж: Издательство Воронежского университета,1990. – 192 с.

     Сборник представляет собой первую попытку научного рассмотрения поэзии В.С.Высоцкого. Большинство публикуемых статей апробировано в ходе Филологических чтений «Поэзия и правда Владимира Высоцкого», проведенных в феврале 1988 г. в Воронежском университете.

      Анализируется проблематика, вопросы поэтики произведений автора, взаимодействие слова, музыки и театра в его творчестве.

      Дается библиография основных литературно-критических работ, посвященных поэту.

 


В.Высоцкий: все не так: мемориальный альманах-антология / ред.-сост. А. Базилевский. - М.:Вахазар,1991. - 69,[2]с.: ил.

     Альманах построен на высказываниях, воспоминаниях людей, близко знавших В. Высоцкого.

Юлий Ким

      А какая маета, какая неутоленность колобродила в человеке, водила, гоняла, давила! Вдруг сошлись в нем одном и горьковские босяки, и гоголевские бурлаки с бурсаками, и наши нынешние - кто? Почему-то лезут в голову моряки Конецкого и Жеглов. Сошлись и загудели, загуляли, забедокурили. А потом и заплакали...

      Вот оно, что спето им от всех нас, российских людей - любого чина и звания. И как же было душе не отозваться на эту песнь, на этот взвой, раздавшийся так мощно и истово: "Нет, ребята, все не так! Все не так, ребята!" Мне эта нота слышна во всякой его песне: и в самой "победительной" (особенно в тех местах, где о цене, о риске), и в самой скоморошьей. Нота трагическая, так как ощущение напрасности, неприложимости своих сил при их избытке - трагично. Поэтому всякая его песня, никогда не пуста. Самые легкие, дурашливые, побасенные или фокстротные его вещи - это богатырская забава, упражнение для мускулов, назначенных совершать подвиги. Оттого в этих вещах и слышна порой чрезмерность, похожая на неуклюжесть.

     У Высоцкого было "три аккорда", но это именно те три аккорда, которые идеально соответствуют его стихам. И это настоящая музыка: мелодий на три аккорда у него колоссальное множество.

Андрей Макаревич

     То, что для других является почти недостижимым уровнем и пределом отдачи, для Высоцкого - исходная точка, стартовая площадка. Может быть, тут уместны слова - духовный темперамент? Высшая мера душевной, гражданской, человеческой напряженности. Мужество и нежность... В области песни он - на вершине, там, где Жак Брель и Пиаф.

Елена Камбурова

     Высоцкий жил с таким напором и шел навстречу своей судьбе с такой открытой беззащитностью, что не надо гадать, какое у него было сердце. За это мы его и любим, и не можем забыть. Он осуществил мечту каждого человека - выразиться полностью, всем существом сразу: и умом, и сердцем, и телом, и голосом, и мыслью, и страстью. Ничтожной доли расчета нет ни в одной из его песен, а их сотни. Как не могут соврать пес, тигр, птица, так не мог слукавить он. Великий зверь искусства, существо с интуицией зверя, энергией и бесстрашием зверя, ловкостью и хитростью зверя. И при этом он принят как свой у интеллектуалов, у детей и мудрецов.

Александр Митта

Андрей Тарковский

Он выразил время, как никто

     Владимир Высоцкий - уникальная личность. У меня такое впечатление, что он - один из немногих художников нашего времени, жанр которого я совершенно определить не могу и, который сумел выразить свое время, как никто.

      Он, конечно, никакой не актер, потому что на этом поприще не достиг высот, какие ему удались в другом жанре. Он, конечно, метафора в абсолютном смысле этого слова. Он сам сочинял слова для своих песен и сам их исполнял, подыгрывая себе на гитаре, - причем, как вы знаете, не так виртуозно, а делал-то это, с моей точки зрения, гениально. В этом смысле я не знаю равного ему: когда мы говорим "Высоцкий" - становится ясно, о ком идет речь.

     Равного ему нет, и не будет в ближайшие десятилетия - ничего такого больше не будет, и если меня спросят, что такое Высоцкий, я отвечу: на правах его истинного друга я могу сказать, что Высоцкий - не в своих актерских работах, а в своих совершенно гениальных песнях. Я не боюсь этого слова и нисколько не преувеличиваю: это великий человек в полном смысле этого слова.

      Мы потеряли поразительного художника: он сумел выразить глубокие мысли и идеалы, свойственные русской культуре, русскому характеру, каким-то нынешним претензиям молодежи. И даже обрисовал какое-то будущее... Поэтому я могу сказать, что я преклоняюсь перед талантом Высоцкого и скорблю о том, что мы никогда больше не услышим его песен...

 Рубанова, И. Владимир Высоцкий / И. Рубанова. — М.:Всесоюз. бюро пропаганды киноискусства, 1983. – 42 с.

     Киновед, кандидат искусствоведческих наук И.И. Рубанова вспоминает о поэте, актере и артисте Владимире Высоцком.

 








Высоцкий, В.С. Избранное / сост. Г.В. Грибовская; предисл. А. Адамович; худож. Н.Козлов. – Минск, 1993. – 590, [1]c. : 8 ил.

      В книгу вошли избранные стихотворения и песни известного русского поэта, барда и актера Владимира Высоцкого, созданные в период с 1960 по 1980 гг., а также «Роман о девочках».

 








Владимир Высоцкий в кино : сборник / сост. И.И.Роговой. – М.: Киноцентр, 1989. – 222 с.

     В настоящей книге рассказывается о ролях, о жизни и творчестве Владимира Высоцкого. Издание содержит широкий ряд тоновых иллюстраций, кадров из фильмов с его участием и его стихов.

     О Высоцком как киноактере вспоминают Станислав Говорухин, Вениамин Смехов, Эльдар Рязанов Иосиф Хейфиц, Валерий Золотухин, братья Вайнеры и многие другие.


 





Высоцкий, В.С. Нерв: стихи / сост. Р. Рождественский. – М. : Современник, 1981. – 237 с. - (Новинки «Современника»).

     Выход сборника стал знаменательным событием для почитателей творчества Владимира Высоцкого.

     Вступительную статью к нему написал авторитетный человек, прекрасный поэт Роберт Рождественский, который приложил большие усилия для того, чтобы сборник был издан.

     Название книги соответствует всему творчеству Владимира Высоцкого и его выступлениям, которые проходили с нервным напряжением, на эмоциональном и душевном подъеме. И вся жизнь поэта, весь его облик, все его поступки, все его стихи и песни, все его роли были в его исполнении как «пульсирующий сгусток нервов».

 

Высоцкий, В.С. Я, конечно, вернусь...: [стихотворения] / Владимир Высоцкий. - М. : Эксмо, 2011. -254,[1] c . – ( Современные и классические бестселлеры) (Я люблю читать).

     В этой книге собраны почти все стихи Высоцкого и стихи, посвященные Высоцкому его друзьями, дневниковые воспоминания В. Золотухина, а также тексты песен поэта, написанных специально для кинофильмов. Одним из них улыбнулась удача: можно ли представить фильм «Вертикаль» без его неповторимого голоса, интонаций, без этих навсегда врезавшихся в сердце и память строк «Если друг оказался вдруг...», «Лучше гор могут быть только горы».

     Сборник дополняет проза, которая очень проста и необычна.

А ещё это издание ценно большим количеством отличных фотографий – семейных, театральных, концертных.

     Владимир Высоцкий - уникальный феномен отечественной культуры. Он стал символом, нервом эпохи, которая говорит и поет его голосом и его словами. Тексты Высоцкого разошлись на цитаты и пословицы - таково высшее народное признание.

      Парадоксально, но давно уже ставший классиком литературы, человек-памятник Высоцкий отается таким же живым и страстным. Его любят люди разных поколений и национальностей. Его короткая яркая жизнь превратилась в миф, а ее подробности - предмет интереса биографов, друзей, возлюбленных, историков.

Зав. филиалом №1 Ольга Дмитриева

 

 
Баннер
Баннер