Главная Отражения Иные миры
Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

ИНЫЕ МИРЫ

Ефремов, И. А. Туманность Андромеды : роман / Иван Ефремов. – М. : Молодая гвардия, 1984. – 333, [2] с. – (Школьная библиотека).

       Мое знакомство с жанром фантастики началось с романа Ивана Антоновича Ефремова «Туманность Андромеды». И вот я снова держу в руках эту книгу, будящую во мне множество детских воспоминаний. Так захотелось хоть на минутку вернуться в прошлое. Было немного страшно после множества прочитанных современных книг перечитывать роман, написанный еще до моего рождения. Каким сейчас покажется мне далекое будущее, описанное автором?

       И вот снова руки Эрга Ноора мелькают над кнопками расчетной машины, плывет перед моими глазами пейзаж погибшей планеты. «Заросли черных маков протянулись на тысячи километров, заменив собою все – леса, кустарники, тростники, травы. Как ребра громадных скелетов, виднелись среди черного ковра улицы городов, красными ранами ржавели железные конструкции. Нигде ни живого существа, ни деревца – только одни-единственные черные маки!» Действие захватило меня целиком. Я переживала вместе с экипажем «Тантры» ужас пленения железной звездой и радость спасения, восхищалась передачей с Эпсилон Тукана, дошедшей до Земли из космических глубин. «Отблески лучей окаймляли контуры медных гор серебристо-розовой короной, отражавшейся широкой дорогой на медленных волнах фиолетового моря. Вода цвета густого аметиста казалась тяжелой и вспыхивала изнутри красными огнями, как скоплениями живых маленьких глаз. Волны лизали массивное подножие исполинской статуи, стоявшей недалеко от берега в гордом одиночестве. Женщина, изваянная из темно-красного камня, запрокинула голову и, словно в экстазе, тянулась простертыми руками к пламенной глубине неба. Она вполне могла бы быть дочерью Земли...»

       Только, в отличие от детства, я гораздо внимательнее читала страницы посвященные обществу, построенному на нашей планете. Мир без войн, голода, принуждения, где человек может работать там, где ему интересно, а не там, где больше платят. Очень большое время отделяет нас от эры Великого Кольца. Люди далекого будущего влюбляются, совершают ошибки и открытия, создают  прекрасные произведения искусства и внимательно всматриваются в прошлое. «Самое поразительное в истории Земли – это возникновение неугасимой ненависти к знанию и красоте, обязательное в злобных невеждах. Эти недоверие, страх и ненависть проходят через все человеческие общества, начиная от страха перед первобытными колдунами и ведьмами и кончая избиениями опережавших свое время мыслителей в эру Разобщенного Мира».

       Такое будущее возможно, если изменится мировоззрение каждого человека. «С возрастанием уровня культуры ослабевало стремление к грубому счастью собственности, жадному количественному увеличению обладания, быстро притупляющемуся и оставляющему темную неудовлетворенность». С грустью осмотрела я свою комнату, заваленную книгами. Как же далеко мне до жителя идеального общества. Погладила любимую книгу... и убрала в книжный шкаф.

Ирина Ивличева

Брэдбери, Р. 451◦ по Фаренгейту : фантаст. повесть / Рэй Брэдбери ; пер.с англ. Т. Шинкарь. – М. : Дет.лит., 1983. – 158, [2] с. : ил. – (Библиотека приключений и научной фантастики).

      Впервые моя встреча с этим произведением Рэя Бредбери произошла четверть века назад. Мне созданный фантастом мир показался слишком невероятным и неприятным. При высоком уровне комфорта люди отказались от главного человеческого качества - самостоятельного мышления. Стало всеобщим правилом: «Жизнь коротка. Что тебе нужно? Прежде всего работа, а после работы развлечения, а их кругом сколько угодно, на каждом шагу, наслаждайтесь! Так зачем же учиться чему-нибудь, кроме умения нажимать кнопки, включать рубильники, заворачивать гайки, подгонять болты?»

     Мне не верилось, что такое возможно. И вот теперь вглядываясь в окружающую действительность, я невольно узнаю строки гениального писателя, и мне становится страшно за наше будущее.

     «...вначале двадцатого века, - кино, радио, телевидение. И очень скоро все стало производиться в массовых масштабах... А раз все стало массовым, то и упростилось. Когда-то книгу читали лишь немногие – тут, там, в разных местах. Поэтому и книги могли быть разными. Мир был просторен. Но когда в мире стало тесно от глаз, локтей, ртов, когда население удвоилось, утроилось, учетверилось, содержание фильмов, радиопередач, журналов, книг снизилось до известного стандарта. Этакая универсальная жвачка». Бесконечные телесериалы с повторяющимися сюжетами, книги в ярких обложках, которые забываются сразу после прочтения – это наше с вами настоящее. Выпускаемые для школьников шпаргалки по литературе Рей Брэдбери тоже предсказал: «Произведения классиков сокращаются до пятнадцатиминутной радиопередачи. Потом еще больше: одна колонка текста, которую можно пробежать за две минуты; потом еще: десять – двадцать строк для энциклопедического словаря». Из киосков незаметно исчезли толстые литературные журналы. «Новый мир», «Наш современник», «Иностранная литература» и многие другие распространяются только по подписке. Их даже не в каждой библиотеке можно найти. Что будет дальше? Заглянем в книгу. «Журналы превратились в разновидность ванильного сиропа. Книги – в подслащенные помои. Так, по крайней мере, утверждали критики, эти заносчивые снобы. Не удивительно, говорили они, что книг никто не покупает. Но читатель прекрасно знал, что ему нужно, и, кружась в вихре веселья, он оставил комиксы. Ну и, разумеется эротические журналы».

      Уже сегодня сокращается в стране число библиотек. Слышатся высказывания, что они не нужны. Сколько осталось лет до того как победит мнение высказанное брандмейстером Битти: «Мы все должны быть одинаковыми. Не свободными и равными от рождения, как сказано в конституции, а просто мы все должны стать одинаковыми. Пусть люди станут похожи друг на друга как две капли воды: тогда все будут счастливы, ибо не будет великанов, рядом с которыми другие почувствуют свое ничтожество. Вот! А книга – это заряженное ружье в доме соседа. Сжечь её! Разрядить ружье! Надо обуздать человеческий разум. Почем знать, кто завтра станет очередной мишенью для начитанного человека? Может быть я? Но я не выношу эту публику!»

      Пока у нас еще есть время для выбора собственного будущего. Оно начинается с каждого человека, с его семьи, с коллег по работе и друзей. Лично мне не хочется жить в мире, где «интеллектуальный» станет бранным словом. А ВАМ?

Ирина Ивличева 

Лукин, Е. Ю.Труженики Зазеркалья : повесть / Лукин Евгений Юрьевич // Миры «Если»/ [ред.-сост. А. Шалганов]. – М. : Моск. учеб. и Картолитография, 2005. – С. 178-235.

Вы когда-нибудь замечали, как трудно купить зеркало? Нет. Возможно это моя личная проблема. В моем доме все зеркала в интерьер не вписываются. И совсем не по тому, что в магазинах подходящего дизайна не попадается, а, как утверждает муж, из-за моих причуд. И как мужчине объяснить, что для женщины зеркало – это главный советчик и друг. В детстве я своему отражению сказки рассказывала, книжки читала. Когда родители меня застали за этим занятием,  долго смеялись и пытались объяснить, что там девочка не настоящая. А я в это до сих пор не верю и со своими отражениями разговариваю. Смешно? А вы прочитайте повесть Евгения Лукина «Труженики зазеркалья».

«Дорогие читатели мужского пола! – начинает рассказывать автор. – Вспомните, сколько раз вы снисходительно усмехались, услышав исполненный ужаса женский возглас: «Господи, ну и морда у меня в этом зеркале!..» Зря усмехались, зря. Женщины вообще приметливее мужчин. И это их восклицание – лишнее тому свидетельство. Да! Представьте себе, что из каждого зеркала на вас и впрямь взирает совершенно иное отражение. Видите, какая разная складка губ, линия лба, рисунок морщин, наконец? Собственно, так и должно быть. Одно отражение – талантливо, другое – не очень, а третьему вы просто не нравитесь…».  Я, например, не нравлюсь отражению, живущему в зеркале у моей подруги. Может быть, оно просто скучает по своей прошлой работе?

Зазеркалье – мир своеобразный, со своими законами. «Каждый день на Земле умирает чертова уйма народу, бьется не меньшее количество зеркал – и осиротевшие отражения тут же устремляются на биржу в поисках новой работы. Как ни странно, для них это тоже вопрос жизни и смерти, ибо в отрыве от зеркала долго не протянешь».

Евгений Юрьевич постепенно погружает читателя в историю жизни отражений одного зеркала. «Дело в том, что единственное зеркало, украшающее собой комнату недавно овдовевшего Василия Полупалова, было подарено ему под Новый год (то есть три месяца назад) другом детства Семеном. Распаковывали и обмывали покупку вчетвером: хозяин, даритель, Леонид Витальевич и Егорка. И вот с тех самых пор, кроме них, в зеркале этом не отразилась еще ни одна зараза». Автор представляет их характеры, отношение к людям, мастерски переплетает банальные занятия с уникальными сведениями. «Самый тяжелый случай…- помолчав, хмуро молвил дядя Семен. – Привяжется отражение к человеку – и больше никого уже знать не желает. Человек умер давно, а отражение так и бродит себе по Зазеркалью. И ладно, если просто бродит! А то ведь еще и в зеркало влезть норовит». Вот из-за такого отражения, решившего отомстить, и происходит настоящая трагедия.

Верить писателю-фантасту или нет? Оглянитесь вокруг, и увидите, как много вас окружает вещей, ранее существовавших лишь на страницах фантастических произведений. Я на всякий случай еще раз помыла домашние зеркала, чтобы облегчить труженикам Зазеркалья их нелегкий труд.


Ирина Ивличева

 

 
Баннер
v w
{simplepopup} Мы используем cookie Во время посещения сайта МБУК "СЦБС" вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее {/simplepopup}