Главная Отражения Книги детства
Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

КНИГИ ДЕТСТВА

Токмакова, И. П. Аля, Кляксич и буква «А» : повести-сказки /Ирина Токмакова ; худож. Екатерина Муратова. – М. : Махаон, 2016. – 189, [2] с. : ил. – (Чтение - лучшее учение).

      Наступила осень. Каждое утро я вижу спешащих на уроки девчонок и мальчишек. Среди них сильно выделяются первоклассники грустными и сосредоточенными личиками. Для них сейчас самое трудное время. Вокруг все новое: правила, уроки, домашние задания, тяжелый ранец за спиной. Я очень не любила учиться в детстве, поэтому и сочувствую маленьким ученикам. Многим из них, так же как и мне, не посчастливится встретиться с волшебством. А вот девочка Аля из повести Ирины Токмаковой «Аля, Кляксич и буква «А» очень хотела поскорее пойти в школу, и, видимо, поэтому именно к ней обратилась за помощью первая буква алфавита. Началось все с того, что Аля решила написать маме письмо. «Она очень старалась написать хорошо, но всё шло шиворот-навыворот: буквы не слушались, падали, менялись местами и ни за что не хотели браться за руки, точно они все друг с другом перессорились. Ну, просто наказание! Вдруг прямо на середину страницы выбежала буква «А». Она размахивала руками и что-то кричала». Оказалось в «Азбуке» появился злодей, и Аля решила помочь её жителям. Вот только справиться с ним не просто и все читатели могут поучаствовать в спасательной операции, а заодно познакомиться с жителями «Азбуки».

       Все знают, что ждать наступления какого-либо приятного события очень тяжело. «Погода испортилась. Дождь моросил по-осеннему, астры на балконе сникли, из окна пахло не свежестью, как бывало при летнем дожде, а сыростью. Настроение у Али тоже испортилось. До первого сентября оставалось ещё целых два дня. Уже всё готово к школе. Школьная форма висит на специальной детской вешалке, гладиолусы купили и поставили в воду с аспирином – чтоб не завяли. А тут ещё два дня. И дождь, и мамы дома нет, и Антошка пока не вернулся с дачи. Ну, разве не тоска! Аля протянула руку, взяла из стопки новеньких учебников тот, что лежал сверху. Оказалось – «Математика». И именно в этом учебнике ожидали девочку очередные приключения. Ей и её другу предстояло найти ответ на вопрос, заданный в названии повести «Может нуль не виноват?»

       Сбежавший от Али злодей Кляксич вместе со своими дружками Помаркой и Опиской забрались в учебник «Русского языка». В повести «Аля, Кляксич и Вреднюга» ребятам предстоит переместиться в этот учебник, чтобы спасти своих одноклассников от нападения стаи двоек. А читателей ждет знакомство с Грамотейкой, возможность приобрести множество новых друзей и убедиться в правильности мыслей Али. «Когда смотришь на учебники, то они с виду такие скучные. А как туда попадешь, так в них, оказывается, все живые, и такая идёт своя, Занятная жизнь».

                                                                               Ирина Ивличева

Метлина, Н. О. Тайна Волшебной лагуны, или Приключения дельфина по имени Динь [Текст] : сказоч. повесть / Нина Метлина ; авт. стихов В. Метлин ; [рис.: Л. Титовой, И. Жаркова]. - Тверь : Элитон, 2014. - 96 с., [8] л. цв. ил. : ил.

         Включила телевизор в выходной и передо мной оказалось подводное царство с красочными рыбешками, коралловыми кружевами и необыкновенным цветами. Сразу захотелось к морю. Вдохнуть чуть влажный воздух, походить босиком по теплому песочку, а вечером, когда на темном небе зажгутся яркие звезды и по морю протянется лунная дорожка послушать нашептываемые волнами истории. Море любит рассказывать сказки. Одну из них, про потерявшегося в шторм дельфина и его подружку Золотую рыбку, записала для нас Нина Олеговна Метлина. Её книга называется «Тайна Волшебной лагуны».
       А начались приключения друзей с обнаружения прекрасного дворца. «Выплыв из коридора, дельфин оказался перед очень красивым дворцом, сложенным из гладких камней и кораллов. Все его окна источали необыкновенный золотистый свет, отчего сам дворец казался построенным из чистого золота. Таинственный свет ложился причудливыми бликами на ветвистые песчаные дорожки и круглые клумбы с подстриженными ухоженными водорослями. Динь побоялся вплыть в приоткрытые двери этого роскошного подводного замка и решил заглянуть в окошко». Так друзья узнали, что страшный осьминог украл у королевы наследного принца и сам собирается стать правителем Волшебной лагуны.
       Дельфин Динь и Золотая рыбка отправляются на поиски пропавшего принца. По пути они посещают городок Кораллов, раскрывают тайну Поющего холма, спасают маленького динозаврика и узнают, как был создан морской календарь. «Пра-пра…прабабушка Рапана была самой древней жительницей Лагуны. Она родилась в тот день, когда было сотворено море. Еще ребенком она дала себе клятву, что сделает необыкновенные бусы. И вот каждый год она стала нанизывать на веревочку одну, самую крупную и прекрасную жемчужину. Когда она умерла, её дочь, а потом и внучка, и правнучка, и все остальные стали продолжать эту таинственную традицию. В конце концов бусы стали такими тяжелыми и длинными, что их невозможно стало носить на шее. Тогда их стали хранить в сундуке. Но вскоре и сундук перестал вмещать в себя эти прекрасные бусы. Тогда рапаны отвели под них целую пещеру, но и пещера со временем оказалась мала. Самое интересное, что благодаря этим бусам все жители моря могли знать, какой сейчас год».
        Сказка, как и положено, заканчивается хорошо, а о дальнейших приключениях дельфина Динь и Золотой рыбки можно прочитать в других книгах Нины Олеговны Метлиной.

Ирина Ивличева

Рой, О. Повелитель книг : [сказоч. повесть] / Олег Рой ; [ил. С. Яковлева]. - М. : Эксмо, 2012. – 126, [1] с. : цв.ил. - (Хранители).

      Любая сказка – это рассказ о мечте. Заметнее всего она в волшебных сказках проявляется. Например, сапоги-скороходы, ковры-самолеты отражают мечту о быстром транспорте. Хочешь знать, о чем мечтают люди того, или иного времени – почитай сказки.

      Писатели их сочиняют даже в век информационных технологий. Популярный современный писатель Олег Рой тоже не удержался и написал для детей цикл «Хранители». «Это не сказка, а фантастика», - поправит меня вдумчивый читатель. Только я особой разницы не вижу. И то и другое выдумка, и там и там добро со злом успешно борется. Да и история, описанная в книге «Повелитель книг» вполне сказочная. Сами поймете, если до конца книги доберетесь.

      А начинается все очень обыкновенно. Отправили родители на лето сына к дедушке в деревню, а парнишке в поезде жуткий сон приснился про книжки. «С чего это Женьке вдруг приснились книги? Ладно, если бы он являлся книголюбом, так ведь нет! Фильмы, компьютерные игрушки – всегда пожалуйста, а вот от чтения увольте! Тринадцатилетний Женя Лыков был типичным тинейджером. Среднего роста, с серо-голубыми глазами и вечно растрепанными, как у большинства мальчишек, русыми волосами, веселый, общительный, в меру взбалмошный, в меру упрямый и весьма толковый парень». И это дитя компьютерного века попадает в сущую на его взгляд глухомань. «Вся деревня представляла собой неширокую улицу. Никакого тротуара и в помине не было. Женя вытащил из кармана мобильный телефон, однако тот по-прежнему тщетно искал сеть. Значит, связь с цивилизованным миром отсутствовала напрочь». Вдобавок ко всему дедушка парнишки оказался библиотекарем. «И началось для Женьки «самое ужасное лето в его жизни». В Лыкове ему ничего не нравилось. Скука смертная! Дни напролет, пока дед занят в библиотеке, мальчик слонялся по деревне, ходил на речку купаться... От нечего делать Женька разглядывал и фотографировал на камеру мобильника кур, коз и прочую деревенскую живность и записывал на встроенный диктофон их голоса. Особенно парню понравился крик петуха, и Женька тут же поставил его звонком будильника». Из детей в деревне еще была девочка Оля, но она пропадала с дедушкой в библиотеке.

       А сказка где? Да в библиотеке. «Из необъяснимого любопытства мальчик подкрался к двери и, осторожно приоткрыв её, заглянул внутрь. То, что он увидел, заставило его застыть в полнейшем ошеломлении. Внутри библиотеки все выглядело не так, как обычно. Книжные стеллажи загадочным образом раздвинулись, освободив центр комнаты, и на их месте сейчас возвышался огромных размеров плоский монитор компьютера. Перед ним за столом сидел дед и, к безмерному удивлению внука, беседовал по скайпу со странным человеком, на голове которого красовалась сверкающая драгоценными камнями корона». И начались для Жени приключения в мире литературных героев. Только и там ему было скучно.

       А мне к окончанию истории стало грустно. Если уж у такого дедушки внук по литературе с двойки на тройку перебивается, то, что можно требовать с детишек простых родителей.

      А как же мечта? Она в сказке есть, как и положено. Не такая уж новая и в последнее время все чаще в книжках встречается. Мне она на 15 странице подмигнула. А вам может на другой странице встретится. Мечты же у всех людей разные и в сказках они видят ту, что больше всего созвучна их чаяниям.

Ирина Ивличева

Махотин, С. А. Прогулки по Москве [Текст] / Сергей Махотин. - М. : Белый город, 2012. - 141, [2] с. : ил. - (Моя первая книга).

Красиво оформленные книги – моя слабость. Такую книгу хочется полистать, рассмотреть, заглянуть в содержание. Так было и с книгой Сергея Махотина «Прогулки по Москве». Рассматривая иллюстрации объединившие прошлое и настоящее древнего города, я окунулась в свои детские воспоминания.

Для меня, как и для многих детей моего поколения, знакомство с Москвой началось с изображения кремлевских курантов на новогодних открытках и их двенадцати ударов, приветствующих приход Нового года. Поэтому в книге я, прежде всего, прочитала рассказ «Громогласный ход времени», рассказывающий о часах Спасской башни, сменяющих друг друга по ходу истории.

Впервые я попала в Москву в шесть лет. Мама везла своих учеников на экскурсию в Исторический музей, а меня взяла просто покататься на автобусе. Это был настоящий праздник для меня. Здание музея меня потрясло. Это был сказочный терем. В книге рассказ о нем так и называется «Каменный терем». Узнала из него, что на этом месте раньше стояло здание, в котором размещался Московский университет, основанный в 1755 году благодаря выдающемуся ученому Михаилу Васильевичу Ломоносову. Университет в 1785 году был переведен на Моховую улицу. Потом здание снесли и на его месте построили Исторический музей. Торжественное открытие, которого состоялось 2 июня 1883 года. Для меня это здание до сих пор является символом слов Красная площадь и музей.

Вторая моя поездка в Москву была связана с еще одним потрясающим открытием. Я впервые попала в метро. Первый робкий шаг на эскалатор, завораживающая красота станций затмили впечатление от новогоднего представления, на которое мы ездили. «И вот 15 мая 1935 года в семь часов утра первая линия метрополитена («Сокольники» - «Парк культуры») была открыта для пассажиров. Это был настоящий праздник! Многие, спустившиеся по «лесенке-чудесенке» (так дети сразу окрестили эскалатор), долго не выходили из метро наружу. Первый, пробный метропоезд состоял всего из двух вагонов. Потом их стало четыре. Первые пассажиры с ночи занимали очередь, чтобы проехаться на подземной электричке. Ежедневно московское метро перевозило 180 тысяч горожан. Москвичи проходили в метро и просто так – полюбоваться на красивые станции». Я и сейчас с удовольствием рассматриваю станции метро, на которых оказываюсь впервые.

В книге еще много интересных страниц. Автор разбил материал на семь прогулок: Историческая, Кремлевская, За стенами Кремля, В границах старого города, Дворцово-парковая, Речная, Героическая. Каждая из прогулок позволяет узнать много нового о прошлом столицы нашей Родины.

Ивличева Ирина

Пушкин, А. С. Сказки / А. С. Пушкин ; рис. О. Зотова. – М. : Малыш, 1983. – 143, [1] с. : цв. ил.

     Трудно понять, почему для ребенка какая-то книга становится любимой и он

готов слушать, как ему читают одну и ту же историю много раз. Моя младшая сестренка просила почитать ей «Кота в сапогах» Шарля Перро. Племянница обожала слушать рассказы Виктора Драгунского. Я же снова и снова вручала маме «Сказки» Александра Сергеевича Пушкина и она с обреченным видом начинала:


Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

А я довольно подхватывала:

«Кабы я была царица, -

Говорит одна девица, -

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир».

Самым любимым местом для меня в этой сказке было описание второго чуда.

В свете есть иное диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

     Почему-то это беспокоило мою маму. Она считала, что девочкам положено восхищаться принцами. «Ирочка, но они же в чешуе, как рыба», - увещевала она меня, демонстрируя выловленную дядей плотву. Меня заставляли пить рыбий жир, а это жутко невкусно, поэтому рыбу я ненавидела лютой ненавистью. «Ну и пусть», - не сдавалась я.

     В один из воскресных дней мама повела меня в клуб смотреть фильм по любимой сказке. Всю обратную дорогу она мне твердила про красоту князя Гвидона, а я увлеченно грызла мороженое. Придя домой, я с восторгом начала рассказывать, как мои любимые богатыри не дали убежать противным ткачихе, поварихе и Бабарихе под громкий хохот родни. Много лет спустя появилась песенка со словами: «А я люблю военных, красивых, здоровенных...». Вот тогда-то мои родные и припомнили мне мое детское увлечение. Воспоминаниям и шуткам не было конца и края. Поход в кино все же оказал на меня большое влияние. Меня поразил образ царевны-лебеди. Мама успокоилась, услышав, что я, наряжая куклу, шепчу:

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

     До сих пор не могу понять, чем чудо в перьях лучше витязя в чешуе, тем более, что у Пушкина царевна говорит:

Эти витязи морские

Мне ведь братья все родные.

     

Царевна-лебедь по-прежнему является моим любимым сказочным персонажем. Её вышитый портрет, сделанный по картине Врубеля, висит у меня дома.

     В моей любимой книжке были и другие сказки, но слушать про жадную старуху с корытом и клюнутого петухом царя я отказывалась наотрез. Я и сейчас не люблю книги без положительных героев. Иногда, я соглашалась послушать «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях», всю прелесть которой поняла уже в школьные годы. Но это уже совсем другая история.

Ивличева Ирина 


Бажов, П. П. Уральские сказы : [повести и рассказы] / Павел Петрович Бажов. – М. : Детгиз, 1962. – 379, [3] с., [8] л. цв. ил.

      Сказы Бажова для меня навсегда связаны с самым радостным, самым волшебным и загадочным праздником – встречей Нового года. Елка, сияющая разноцветными огнями, запах хвои смешиваясь со сдобным духом только испеченных пирогов и мамин голос: «Кате это любопытно показалось. Хотела поближе подойти. Шагнула, а под ногой и схрупало. Отдернула ногу, глядит – земли-то под ногами нет. Стоит она на каком-то высоком дереве, на самой вершине. Со всех сторон такие же вершины подошли. В прогалы меж деревьями внизу видно травы да цветы, и вовсе они на здешние не походят», - создавали сказочную атмосферу.

Меня в сказах привлекало все:  и необычные герои, в других книжках не встречающиеся, и плавность речи со множеством непонятных слов, значение которым можно было придумать, а после проверить в словаре, имеющемся в конце книги, правильно ли догадалась. Был у меня и любимый рассказ «Золотой Волос». Почему-то больше всего меня впечатлила не Хозяйка Медной Горы, в ящерку оборачивающаяся, не Голубая змейка, ходившая не приминая травы и счастье с горем дающая, не девчонка Огневушка в огне костра танцующая и кладом одаривающая, а дочь Полоза Золотой Волос. «…На белом камешке девица сидит красоты невиданной, неслыханной, косу через плечо перекинула и по воде пустила. А коса-то у ней золотая и длиной десять сажен. Речка от этой косы так горит, что глаза не терпят».

Детство давным-давно ушло, а книга осталась со мной. Когда мне грустно или выпадают ненастные дни, я достаю с полки потертый томик с кое-где потрепанными страницами и, открыв наугад,  читаю. С возрастом пристрастия мои несколько изменились. Теперь я все чаще перечитываю сказ «Васина гора». Есть в нем мудрость, помогающая преодолевать препятствия, встречающиеся на жизненном пути.

Ирина Ивличева

 
Баннер
v w
{simplepopup} Мы используем cookie Во время посещения сайта МБУК "СЦБС" вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее {/simplepopup}