Главная Отражения Флора & фауна
Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

ФЛОРА И ФАУНА

Кайгородов, Д. Н. Из зеленого царства : попул. очерки из мира растений / Дмитрий Кайгородов. - М. : Воскрес. день, 2015. - 303 с. : цв. ил. - (Обо всем на свете).

        Любите ли вы цветы? Да. Значит, для вас моя история - обычное дело. Мои подруги, разводящие причудливые зеленушки в горшках, постоянно выискивают какие-то названия в Интернете. И если они начинают беседовать о своих цветущих, или отчего-то не цветущих любимцах, то я чувствую себя гостьей из другого государства, так как ни слова понять не могу. Хотя, есть пара знакомых названий: кактус – зараза колючая и дифимбахия – за ней в рекламе утюг прятался. Лично я к растениям отношусь равнодушно и всегда считала, что им до меня дела нет. Но в последнее время один цветочек начал мне намекать на необходимость близкого знакомства. Сначала в банальном любовном романе мне он встретился, как название магазина. Из следующей книги я узнала, что этими цветочками когда-то торговали на улицах Лондона. И когда в свалившейся мне в руки книге, с задетой нечаянно выставки, оказалась целая глава об этом цветике я, обреченно вздохнув, начала читать.
        «Цветы желтофиоли, или лакфиоли, как ее еще нередко называют, из всех наших цветущих зимних гостей комнатного Зеленого Царства обладают наиболее сильным и – я бы так выразился – симпатичным благоуханием. Многие не любят, например, запаха черемухи, гвоздики и некоторых других душистых цветов, но я не знаю, чтобы кому-нибудь не понравился запах желтофиоли. Кроме своего запаха, этот цветок – по крайней мере, для меня лично – чрезвычайно симпатичен еще и тем, что служит вестником приближающейся весны: разлилось по комнатам благоуханье желтофиоли, значит, на дворе уже усиленно чирикают воробьи, с крыш висят ледяные сосульки, на огородах прохаживаются прилетевшие белоносые грачи, в воздухе пахнет весной…», - делится автор Д. Н. Кайгородов.
        Перелистнув страничку я, наконец-то, познакомилась с моим преследователем. «Цветок простой (не махровой) желтофиоли, если смотреть на него сверху, имеет вид крестика: 4 лепестка венчика расположены крестообразно друг против друга; каждый лепесток состоит из длинного узкого ноготка и широкой округлой пластинки. Такой венчик называется крестовым, а растения с такими цветами - крестоцветными».
        Книга «Из зеленого царства растений» оказалась очень интересной. В ней помещено много любопытных сведений. «У шиповника, пересаженного в жирную садовую землю, при надлежащем уходе большинство тычинок цветка с годами превращается в лепестки, и таким образом образуется махровый цветок. Вот почему у махровых роз вы найдете всего лишь очень немного тычинок, а у некоторых сортов и вовсе их не найдете – они все превратились в лепестки. Такое превращение одних органов растения в другие (метаморфоз растений) впервые было открыто гениальным немецким поэтом Гёте, который был настолько же тонким наблюдателем природы, насколько и великим поэтом».
       Мне понравились природные зарисовки и связанные с растениями легенды. «Немецкие нянюшки рассказывают, что кустики черники густо покрывают землю в тех местах, где шныряют крошечные гномы и карлики, оберегающие от людей свои скрытые под землей сокровища».
       Было удивительно обнаружить странных, на мой взгляд, родственников знакомых растений. Так заманивший меня в эту книгу цветок оказался родственником редьки, репы, хрена и горчицы. В конце книги помещена глава для начинающих цветоводов «Поливка комнатных цветов». Как для меня написанная. «Дело в том, что поливка водой, температура которой ниже температуры той комнаты, в которой стоят растения, вредит этим растениям, и этот вред тем больше, чем больше разница между температурою комнаты и воды. Опытом комнатного цветоводства дознано, что температура воды для поливки должна быть близка к средней температуре комнатного помещения. Она может также быть и теплее, градусов на 10 и даже 15, в особенности, если желательно вызвать более быстрое развитие новых побегов или ускорить цветение растений; но только никогда вода для поливки не должна быть холоднее комнатного воздуха, и это надо твердо помнить и строго соблюдать».
       От книги меня отвлек яркий солнечный лучик, игриво выглянувший из-за туч. Скоро лето. Отпуск. Мне, как обычно, целый месяц за цветочками на окнах приглядывать. Я перевела взгляд на жителей подоконника. Зеленые насаждения качали листикам, словно радостно о чем-то перешептываясь. И я, кажется, знаю о чем.

Ирина Ивличева

 

Ирисы / под общ. ред. Г. И. Родионенко ; фот. О. М. Френкеля. – М. : Колос, 1981. – 154, [1] с. : цв. ил.

        Осень наступила, как всегда неожиданно. Смотрю, соседка уже цветы к зимовке готовит. Ирисы обрезает, а мои вечно зимуют как есть. А как надо? Нашла книжку в библиотеке, открыла главу «Приемы возделывания ирисов»: «Многие цветоводы причисляют ирисы к группе исключительно малотребовательных многолетников. Да, действительно, иногда они, предоставленные сами себе, продолжают расти, цветут и борются за свою жизнь с сорняками». Как-то совестно стало, цветы меня каждую весну радуют, а я о них не забочусь совсем: полю редко, пересаживала давно, на зиму не укрываю. И еще множество собственных ошибок обнаружила, пока читала. Расстроилась.

       Раз уж книжка в руках, решила историей цветка поинтересоваться.

       «История ириса уходит вглубь веков. На острове Крит среди развалин Кносского дворца найдена фреска с изображением юноши, окруженного цветущими ирисами. Фреске около четырех тысяч лет». Впечатляет, но удивило меня другое. «Цветок, олицетворяющий одно из красивейших явлений (ирис по-гречески значит радуга), у русского народа нежно и ласково зовется касатиком». Сравнение с радугой понятно, цветки на солнышке переливаются и искрятся, а чтоб касатиком называли, не слышала. Впервые же прочитала о полезных свойствах цветка.

         «По количеству сортов, их зарегистрировано более 30 тысяч, этот многолетник вышел на одно из первых мест среди культурных растений мира». Страшновато мне стало углубляться в приведенную в книге классификацию ирисов. Это больше под
ойдет настоящим цветоводам. Для них даже советы по селекции есть. А мне достаточно просмотра прекрасных фотографий. Полюбуюсь и пойду свои цветочки к зимовке готовить по всем правилам.

Ирина Ивличева

 

 


Павлова, Е. Знакомые незнакомцы / Елена Павлова // Чудеса &приключения. – 2015. - № 6. – С. 76-79.

      «Укроп, сельдерей и петрушка могут удивить своими свойствами», - утверждает Елена Павлова. Меня же в обнаруженной в журнале «Чудеса & приключения» статье поразила история зелени, уютно устроившейся на грядке под окном. «Петрушка была известна ещё до нашей эры, - сообщает автор. – Нашли её древнегреческие пастухи, росла она среди камней и назвали её поэтому «петроселинон» - растущий на камне. Но ещё раньше греков это растение обнаружили древние египтяне. В одном из сказаний говорится, что выросла петрушка из капель крови убитого бога Гора. В память об этом из зелени петрушки плели венки и устраивали празднества, где она играла главную роль». Вот и как теперь эту полезную травку в салат резать? Она же божественного происхождения. Еще и народные приметы добавляют сомнений: «Но если вы влюблены, не срезайте петрушку с грядки, иначе вы потеряете любовь». Подумала, подумала и решила - заменить петрушку на сельдерей. Он имеет противораковые свойства и для мужского здоровья полезен.

     Я лично больше укроп люблю. Про него написано: «Как гласит греческая легенда, именно этот представитель семейства зонтичных даровал Бессмертие Прометею». И в это не трудно поверить, прочитав о его полезных свойствах. «Он показан при гипертонии, ожирении, диабете, отложении солей, при лечении воспалительных заболеваний глаз (в качестве примочек). Из плодов получают препарат для лечения хронической коронарной недостаточности, предупреждения приступов стенокардии, применяют при неврозах, спазмах мускулатуры брюшной полости. Своими чудодейственными свойствами огуречный рассол, так чтимый нашими гражданами по утрам, обязан эфирным маслам укропа». Умный у меня организм, знает какая травка ему полезна.

      Несколько лет назад муж посадил в огороде любисток. Вырос огромный куст, а есть я его не могу и все думала выкопать и выбросить. «Выходя замуж, зашивали любисток в подол подвенечного платья, чтобы суженный всю жизнь любил. Считалось, что для того, чтобы брак был прочным, любисток должен расти на каждом семейном огороде», - делится народной мудростью Елена Павлова. И дает советы по использованию растения: «С помощью отвара из его листьев можно вывести пигментные пятна с кожи, а настойкой пользуются для укрепления волос. С помощью свежих растертых листьев любистока, приложенных к вискам и лбу, можно быстро снять головную боль». Очень полезное растение оказалось. Спасибо автору за интересную статью. Пойду свое семейное счастье поливать и витамины к ужину собирать.

Ирина Ивличева

Кайгородов, Д. Н. Беседы о русском лесе / Дмитрий Кайгородов ; [сост. Н. Астахова]. – М. : Белый город, 2011. – 303 с. : цв. ил.

     «Я страстно полюбил лес с тех пор, как узнал его поближе, и чем больше узнаю его, тем больше люблю», - написал в предисловии к своей книге профессор Имперского лесного института Дмитрий Никифорович Кайгородов.

      У меня же дружбы с лесом не получилось. В нашей семье лес знали и любили. Папа, как все деревенские мальчишки, с каждым деревом был знаком. Родители взяли меня первый раз с собой за грибами лет в пять. Заходить далеко они с ребенком не собирались, но получилось все иначе. Эту прогулку папа потом долго вспоминал и удивлялся, как он умудрилс я заплутать в родном лесу. Следующая попытка сделать из меня грибника была предпринята лет через шесть и с тем же результатом. Мы раз за разом выходили на одну и ту же солнечную полянку, а найти дорогу, ведущую к дому не могли. До дома добрались уже в сумерках. Так для меня и осталось загадкой, то ли я лесу не понравилась и он меня пугал, то ли понравилась и отпускать не хотел. Но с тех пор в лес я не хожу, а вот рассматривать пейзажи очень люблю.

     Эта книга привлекла мое внимание прекрасными иллюстрациями. Перелистывая страницы, я сначала прочитывала несколько строк показавшихся мне интересными. «Сосновая хвоя употребляется на приготовление так называемой сосновой, или лесной, шерсти, причем свежесобранная зеленая хвоя сначала распаривается паром, затем вываривается в щелоке, расчесывается, промывается и, наконец, сушится. Из полученной таким образом сосновой шерсти выделываются, между прочим, фуфайки, нагрудники, набрюшники и т. п. вещи, которые надеваются непосредственно на тело и которым приписываются целебные свойства от ревматизма (ломоты)». А через некоторое время уже читала все подряд и не могла оторваться. Автор описывает жизнь деревьев от рождения до использования их людьми, делится своим восхищением родной природой.

«На дворе наступил март месяц. Прилетели уже грачи и засуетились на макушках старой березовой рощи, починяя прошлогодние гнезда и устраивая новые. Зазвенели в голубой лазури неба серебристые трели жаворонков, возвратившихся из зимовки в чужих краях. Шибко тает снег, и на полях с каждым днем прибавляется черных проталин. Побежали уже всюду вешние воды, а береза наша все еще стоит в глубоком сне – безлиственная и безжизненная, какою была и зимой. В ней не заметно пока еще никакой перемены». Слова, написанные сто лет назад, вполне подходят и к сегодняшнему дню. Вон она березка тихо качает голыми ветвями у меня за окном в ожидании солнечного тепла. Через месяц начнет примерять она свой зеленый наряд и захочется повторить вслед за Дмитрием Никифоровичем: «И в какой бы наряд ни убиралась наша береза – всегда она прекрасна. Кто не восхищался молодой, светло-изумрудной, нежной зеленью распускающейся березы!»

     Много интересного спрятано на страницах этой книги. Что означают термины краснолесье и чернолесье? Какое дерево язычники посвящали своей богине любви и красоты? Какими путями-дорожками поднимается в дереве березовый сок, и отчего он имеет сладкий вкус? Кому можжевельник доводится родственником? Какие у деревьев семена? Каждый читатель сможет найти ответы на свои вопросы, полюбоваться картинами замечательных художников, почувствовать красоту поэтических строк.

Печальная береза

У моего окна,

И прихотью мороза

Разубрана она.

Как гроздья винограда

Концы ветвей висят,

И радостен для взгляда

Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы

Я замечать на ней,

И жаль мне, если птицы

Стряхнут красу ветвей. (А. Фет)

Ирина Ивличева

Гусовский, Н. Песня о зубре / Николай Гусовский ; пер.: Я. Порецкого, Я. Семежона // Волшебная свирель : фольклор и литератур. памятники Беларуси / сост. В. Большаков. – М., 2009. – С. 140-171. 

Книга читального зала

Окружающий мир полон тайн и чудес, но мы настолько увлечены своими заботами, что перестали их замечать. И только чье-то указание заставляет нас остановиться и задуматься, а что же все-таки находится прямо перед нашими глазами. Сборник «Волшебная свирель» привлек мое внимание собранием белорусских сказок. Лет мне уже немало, а сказки до сих пор являются моим любимым чтением. Просматривая содержание сборника, я увидела запись, показавшуюся мне любопытной, а открыв книгу на указанной странице, поняла, как мне повезло в жизни.


Видите, я меж поэтов невольный избранник,

Песнь сочиняю о нашем невиданном звере.

Такими словами начинает свой разговор с читателем Николай Гусовский (1470-1533) в своей «Песне о зубре». О том самом привычном зубре, который уже много лет живет в Приокско-Террасном биосферном заповеднике, расположенном в 12 километрах от моего родного города Серпухова. Описание зверя впечатляло, хотя и вызвало улыбку.


Телом своим монолитным громаден настолько,
Что, когда ранен смертельно, колени преклонит и сникнет,
Трое охотников могут усесться на лбу меж рогами.
Если же мне попытаться сравнить его шею и морду,
То опасаюсь – сравнений таких не сыскать мне, пожалуй.
Клок бородищи торчит из-под челюсти рыжим мочалом,
Гроз полыханье в глазах и застывшая злоба;
Космами грива от самых лопаток спадает,
Донизу лоб, и колени, и грудь покрывая.

Словно почувствовав мое недоверие, автор предупреждает, что тот, кто ни разу не принимал участие в охоте, может усомниться в размерах зверя, и только видевший раненого зубра его поймет.


Как нанесенные раны могучего зубра
В ярость приводят, и зверь, разъяренный от боли,
Лес потрясает, ревя необузданной пастью.
Ярость в безумца его превратила – он страшен,
Взгляд исподлобья свирепый, как искрами, мечет.
И цепенеешь, когда он бездонной гортанью
Хрипло мычит и, метаясь по роще, стремится
Распотрошить вас – ужасное зрелище это!

Прочитав эти строки и припомнив зубра, виденного в заповеднике, я обрадовалась, что мне на него охотиться нет необходимости, тем более, что автор предупреждает о народном запрете.


Зубр – ратоборец, и брать надобно силой –
Грудью на грудь, врукопашную, но не обманом,
Будь то стрелой с расстояния или с мушкета.
Верят издревле в народе: он пущу покинет,
Если с ним в схватке боролась не сила, а хитрость.

Кроме описания охотничьих схваток в песне приведено множество сведений о повадках легендарного животного.


Ах, как понятлив он, зубр! Вот, к примеру, телята
С первого шага во всем матерям подражают:
Бегают следом, пасутся со старшими вместе,
Прыгают через завалы, опробуют рожки,
Зверя встречая иль мшистые пни в буреломе.
Так вот в игре и борьбе закаляют с младенчества тело;
Отдых и сон у них, право, едва ли бывают.

Малыш, с которым мне удалось пообщаться, был не так игрив и задорен, но очень любопытен. День был очень жарким. Его родичи лежали в тени под навесом, а он все же рискнул выбраться на солнышко и подойти к ограде, где я стояла. Он был таким милым, что я, не смотря на запрет и предупреждение экскурсовода, погладила его по мордочке. Жаль, что в тот момент я не знала о свершившемся чуде. Я прикасалась к легенде!

Ирина Ивличева

 

 

Грив, Б. Т. Почему собаки лучше кошек / Бредли Тревор Грив ; [пер. с англ. А. Дадыкина] ; фот. Р. Хейл. - М. : Добрая кн., 2010. - 231 с. : цв. ил.
Книга читального зала

Я обратила внимание на эту книгу из-за потрясающей фотографии, украшающей её обложку, а открыв, не смогла остановиться, пока не добралась до последней страницы. Вид кошек и собак, запечатленных Рашель Хейл, одной из самых популярных фотографов в мире, тронул меня до глубины души.  И только рассмотрев внимательно все иллюстрации, я приступила к чтению. Вначале рассуждения автора вызвали у меня улыбку, затем недоумение, а в конце и раздражение. Австралиец Бредли Тревор Грив оказался из тех полных задора и энтузиазма людей, которые с увлечением хватаются за различные занятия и спешат  высказать по любому поводу свое довольно поверхностное мнение.

В нашей семье всегда держали и кошек, и собак. Частота появления и количество пищащих комочков у них примерно одинаково, так же обстоит дело и с продолжительностью жизни. А главное и те и другие -  хищники, о чем не стоит забывать любителям собак. Значит, идеальными убийцами являются не только кошки. Собаки инстинктивно сбиваются в стаи, где строгая иерархия, основанная на силе. Щенок, попадая в семью, сразу же определяет вожака. У нас признанным главой стаи является муж, поэтому именно мне приходится объяснять очередному подрастающему псу, где его место. Чем крупнее и сильнее пес, тем больше он нуждается в обучении и дрессировке. Собака действительно одарит вас преданностью и любовью, если вы докажете, что сильнее и умнее её.

Кошки в основном одиночки. Чтобы воспитать котенка необходимо терпение и понимание, что ласка действеннее наказаний.  Если к котенку относиться с любовью и уважением, то он ответит вам искренней привязанностью. Кошки лучше собак чувствуют настроение хозяев. Когда я возвращаюсь домой, мои собаки бросаются ко мне, бурно выражая свою радость, а кот только убедившись, что я в хорошем настроении. Он деликатно ждет, пока уставшая хозяйка переоденется, удобно устроится в кресле, и только потом подойдет продемонстрировать свою радость. Автор книги прав - кошек нельзя приучить приносить хозяину тапочки и подавать газету, но они прекрасно понимают наши желания и намеренья.

Кота моей бабушки вся деревня стала называть Кормильцем после одного замечательного события. Как-то под Рождество, стоя у дома с соседками, бабушка сказала проходившему мимо коту: «Вася, какой же ты стал толстый и гладкий. Отъелся то как. Хоть бы мне кусочек принес». А на следующее утро соседки наблюдали, как кот, изо всех сил упираясь лапами, тащит через дорогу большой кусок сала. Положил у ног подошедшей хозяйки и гордо прошествовал домой. Я люблю собак за их преданность, кошек за их самостоятельность и все мы прекрасно уживаемся в одном доме.

Тем, кто решит прочесть книгу «Почему собаки лучше кошек» следует помнить, что её написал человек страдающий аллергией на кошачью шерсть. Возможно, его обвинения и не совсем корректные высказывания в адрес кошек и их владельцев объясняются желанием избавиться от заложенности носа, слезящихся глаз и других  признаков аллергии. Простим его за это?

Ирина Ивличева

 

 

 

 

 

 
Баннер
v w
{simplepopup} Мы используем cookie Во время посещения сайта МБУК "СЦБС" вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее {/simplepopup}