Главная Отражения Листаем журнал
Баннер

ЛИСТАЕМ ЖУРНАЛ

 

Историк [Текст] : журнал об актуальном прошлом/ АНО "Средство массовой информации журнал "Историк". - М., 2018. - № 1

Оформление обложки первого номера журнала «Историк» за 2018 год стало для меня приглашением в увлекательное путешествие. По совершенно не понятным причинам я с детства обожаю календари, но никогда не интересовалась их историей, поэтому для меня стало настоящим открытием, что в этом году исполняется ровно 100 лет, как наша страна перешла на григорианский календарь. Главный пункт декрета, подписанного В. И. Лениным, гласил: «Первый день после 31 января сего года считать не 1 февраля, а 14 февраля, второй день считать 15-м и т. д.». Как и зачем проводилась эта реформа подробно рассказал Вадим Эрлихман в статье «Приключения календаря».

Русская православная церковь осталась верна старому летоисчислению. О причинах такого решения рассказал протоиерей Михаил Ходаков в интервью «Юлианский на все времена». Так и получилось, что из-за разницы между двумя календарями у нас появился еще один праздник «Старый новый год».

        О предшественниках обычного отрывного календаря я узнала много интересного из статьи Александра Самарина «Первые российские месяцесловы». Мое воображение покорил адрес-календарь, выпускавшийся с 1765 по 1917 год. «Проще говоря, данный календарь содержал список всех учреждений, сформированный по городам их местоположения. А кроме того, там приводился перечень служащих каждого учреждения с указанием их должностей и классных чинов».

        О филотаймии – коллекционировании и изучении карманных календарей я прочитала в статье Антона Трофимова «Карманная хронология» и не смогла, как обычно, выбросить прошлогодние календарики. Бережно сложила их в коробку.

       Еще одна реформа, существенно облегчившая нашу жизнь, была проведена в январе 1918 года. Согласно декрету, подписанному в декабре 1917 года народным комиссаром по просвещению Анатолием Луначарским, изменились правила правописания. О подготовке этой реформы в интервью «Орфография – явление консервативное» рассказал председатель Орфографической комиссии РАН, доктор филологических наук Алексей Шмелев.

       В журнале рассказывается о многих исторических событиях и людях, оставивших свой след в истории. Меня же, как существо легкомысленное, больше привлекла возможность узнать историю создания уникального частного музея миниатюр «Всемирная история в пластилине», рассказанную в статье «История в пластилине» Ильей Воробьевым и прочитать признание в любви трем великим русским писателям: И. Тургеневу, М. Горькому и А. Солженицыну ректора Литературного института имени А. М. Горького Алексея Варламова. Поездку в музей думаю стоит отложить до весны, а к чтению книги И. С. Тургенева я приступила, как только закрыла журнал.

                                                                                 

Ирина Ивличева 

_________________________________

554-GEO : ежемесячный журнал. - М. : ЗАО "Аксель Шпрингер Раша", 2018. - № 4.
Чем старше становишься, тем быстрее летит время. Кажется, совсем недавно я увлеченно знакомилась с первым номером нового журнала, а сегодня у меня в руках 238 номер «GEO». Уже 20 лет он позволяет мне путешествовать по другим странам, узнавать о быте различных народов и любоваться прекраснейшими видами нашей планеты.
      552-«… в этом «юбилейном» номере мы решили отодвинуть занавес, скрывающий нашу редакционную «кухню», рассказать о людях, имена которых не всегда упоминаются в выходных данных журнала», - пообещал в статье «От редакции» Владимир Есипов. Так, что просмотр журнала я начала с 74 страницы, где помещен репортаж «Один день журнала GEO». Было интересно рассматривать фотографии работников редакции и полиграфического комбината, продавцов журнала и его читателей, но настоящим подарком стало знакомство с человеком, придумавшим и издавшим этот журнал в 1976 году в Германии. Петер-Матиас Геде очень долго был главным редактором журнала, о чем рассказал в своих мемуарах «30 лет GEO: хроника».
553         И, все таки, больше всего меня манят далекие страны. Элизабет Д. Инандьяк в статье «Остров мифов» приглашает посетить один из островов Индонезийского архипелага – Бали. Перед глазами предстают прекрасные храмы и связанные с ними обряды. Сергей Панков предлагает отправиться вместе с Семеном Дежневым осваивать Сибирь. А Клаус Бахманн затягивает в мир элементарных частиц, где ученые многих стран охотятся на нейтрино. Напоследок я заглянула в рубрику «Природа», где помещены прекрасные фотографии диких животных.

Ивличева Ирина

______________________________________________

177-Балет : [литературно-критический, историко-теоретический, иллюстрированный журнал]. – М. : АНО «Редакция журнала «Балет», 2016. – № 6. – 47, [1] с. : цв. ил.

 

        28 декабря 2016 года журналу «Балет» исполнилось 35 лет. Декабрьский номер журнала почти полностью посвящен юбилею. По традиции на праздновании принято вспоминать о прошлом. Статья Виолетты Майниеце «С солнцем в крови» подарила мне встречу с кумиром моей юности. Мое увлечение началось с просмотра балета «Спартак» по телевизору. Вернее, балет смотрела мама, а я шла мимо в свою комнату, когда на сцене появился Красс. Марис Лиепа – прекрасный, величественный, потрясающий, или, как пишет автор статьи: «…богоподобный Красс». С этим спектаклем в мою жизнь ворвалась любовь к искусству классического танца и поклонение перед талантом великого артиста. Виолетте Майниеце удалось нарисовать прекрасный словесный портрет: «…Марис Лиепа не знал, что такое творческое тление. Каждый вечер на сцене он беспощадно сжигал себя дотла и возрождался подобно Фениксу. Так, ярко пламенея и излучая море тепла, горит липа – мощное дерево света, солнца, надежности, сладостного летнего цветения».
         Журнал дает возможность: вспомнить легендарных балерин Ольгу Лепешинскую, Наталью Бессмертнову, заглянуть в творческую мастерскую гениального театрального художника Льва Бакста, познакомиться с новыми течениями, результатами конкурсов и заглянуть в будущее.
        Валерий Модестов в своей статье «Балетный театр Юрия Григоровича» не только прослеживает творческий путь выдающегося хореографа, но и напоминает, что в 2017 году у Юрия Николаевича «…сразу два юбилея – 90 лет со дня рождения и 60 лет триумфального восхождения на балетный Олимп…».
        С этого номера в журнале начинается публикация материалов в рубрике «Навстречу юбилею Петипа», 200-летие которого будет отмечаться в 2018 году. Статья «Нет лучшей школы, чем школа Петипа», написанная 25 лет назад Николаем Иосифовичем Эльяшем, 100-летие которого отмечалось в 2016 году, для меня открыла новые грани творчества хореографа. «Жизнь Петипа была не только долгой, но и до последнего дня активной. Он жадно впитывал и закреплял в памяти достижения своих современников и художников предшествующей эпохи, чтобы не только на этой основе создавать новое, но и для сохранения, чтобы нефиксируемые балетные произведения не умирали и не теряли своих истинных контуров, с тем, чтобы на русской сцене, а вслед за ней и во всех театрах мира сохранились такие балеты, как «Тщетная предосторожность, «Жизель», «Корсар», «Эсмеральда».
       Думаю, меня ждет еще много интересных фактов и мнений в следующих публикациях, поэтому я без грусти расстаюсь с этим номером журнала «Балет» и с предвкушением жду следующий.

Ирина Ивличева

________________________________________________

Обложка первого номера «Вокруг света» за 2017 год способна встревожить любого любителя кошек. Увидев сердитую мордашку голубоглазого пушистика, я тут же схватила журнал и полезла узнавать, кто котика обидел. Статья Елены Федорович «Те, кто не похожи на людей» заставила меня задуматься, а её окончание навеяло печаль. «Мы готовы очеловечивать не только забавных котов и преданных псов, но и роботов, гаджеты. Гаджетам и роботам все равно, но вот приписывание животным несуществующих эмоций таит в себе серьезную опасность. Мы часто игнорируем их реальные потребности и даже не стремимся понять. Нам хорошо, а им плохо». Мне действительно было хорошо, потому что мой любимый рыжий зверь мурчал у меня на коленях и блаженно жмурясь, подставлял мне для почесывания то одно ушко, то другое. «Котя, тебе у меня плохо?» - поинтересовалась я. Начинающаяся душевная беседа была грубо прервана хлопком дверцы холодильника.

       Пришлось для поднятия настроения сунуть в рот кусок шоколадки и приступить к разглядыванию фотографий «12 шедевров иллюминации». Меня совершенно заворожил вид сингапурского моста, изображающего двойную спираль ДНК. Оторвать меня от этого потрясающего зрелища удалось Елене Суворовой, которая пообещала в статье «Всё в шоколаде» рассказать о том, как делается правильный шоколад и как его узнать по упаковке. «Поздно», - подумала я, сминая пустую бумажку, но все же прочитала информацию на странице 97 под названием «Как читать шоколадную этикетку?».
        Путешествуя по страницам журнала, я узнала ответы на такие разные вопросы. Кто изобрел первую елочную гирлянду и популярный салат Цезарь? Меняет ли еж свои иголки? Зачем мужчинам кадык? Кто такие ладины? В статье «Горные подкаблучники» Дарья Карелина рассказала о быте и обычаях народа, насчитывающего около 35000 человек. Ладины имеют свой язык, кухню, архитектуру и праздники. «Все главные ладинские праздники – религиозные, - рассказывает Диего Клара. До 1905 года ладины не отмечали Рождество. Его нам навязали итальянцы. Наш праздник – День сердца Христова. Мы отмечаем его в первое воскресенье июня. В этот день на всех горных вершинах разводят огонь. Праздник возник во время войны с Наполеоном. Тогда наш народ в молитвах обещал Иисусу, что каждый год будет жечь костры в его честь, если он поможет ладинам пережить войну. С тех пор молодежь ежегодно карабкается на гору, чтобы развести огонь. А семьи с детьми разжигают костер просто на заднем дворе».
       Достойным завершением путешествия стала статья историка-игроведа Дмитрия Скирюка «Один на всех, и все на одного», рассказывающая о самой популярной игре средневековой Европы «Лиса и гуси» и её современных вариантах. Мне стало интересно опробовать игрушку и, отложив журнал, я нырнула в Интернет.

Ирина Ивличева

___________________________

 

Родина: истор. науч.-лит. журн. – 2015. – № 12. – 236 с. : ил.

        Вот и подходит к концу Год литературы. Всего несколько листочков осталось на календаре. Проводить его праздничным обедом по мотивам любимых произведений предлагает журнал «Родина». Отличный повод попробовать яйца-кокотт с шампиньонами, малот из налима, бланманже, ананасы в шампанском и бараний бок с кашей, который так аппетитно поглащают герои Н. В. Гоголя. «Возьмите барана», продолжал Собакевич, обращаясь к Чичикову: «это бараний бок с кашей! Это не фрикасе, что делаются на барских кухнях из баранины, какая суток по четыре на рынке валяется!» Собакевич опрокинул половину бараньего бока к себе на тарелку, съел всё, обгрыз, обсосал до последней косточки».

         Ни одно застолье не обходится без разговоров. В преддверии Нового года мы мечтаем о счастье. А счастье к нам приходит только вместе с любовью. Это волшебное чувство стало главной темой номера.

        Майя Плисецкая и Родион Щедрин прожили вместе 56 лет. А начиналось все так: «Сортвальское лето было всплеском счастья. Жили мы в крошечном коттедже, прямо в лесу, среди гранитных валунов, в совершенном отдалении от людей. Коттедж был из одной малюсенькой комнаты. Метров семь-восемь. Туалет - весь лес. Ванная – Ладожское озеро. Комары не щадили. По ночам снаружи лоси терлись о наши дощатые стены. В дожди в домике было зябко. Коттедж не отапливался. Крыша чуть протекала. Но мы лучились радостью. Что человеку, мудрые философы мироздания, в конце концов, нужно – задам вновь извечный вопрос?»

        Человеку нужна душевная теплота близкого человека. «В первый раз они увиделись в столовой. Она сразу обратила внимание, как он красиво ел. Набралась смелости – подошла, спросила: вы китаец? Нет, ответил он. Кореец? Нет. А кто? Японец. Клавдия признавалась потом подруге: полоснула по сердцу нечеловеческая тоска, застывшая в глазах японца. Кому, как не ей, было понять чужую боль и муку. И пожалеть – искренне, без фальши». Непростая история двух людей, с изломанными историческими событиями судьбами, русской женщины Клавдии Новиковой и Ясабуро-сан заставляет задуматься о значении человеческих чувств.

        И здесь мне трудно добавить что-либо к словам автора материала Натальи Барабаш: «Когда человечество начинает массово вырабатывать ненависть, оно само сгорает в убийственных войнах. Не для того рождено. Растить в себе драгоценную, высокой душевной очистки энергию тонких сфер. Вырабатывать эмоциональное сверхтопливо, которым мы согреваем остальные миры. Производить любовь. Это и есть наше дело в распределении труда во Вселенной. Наше главное предназначение».

Ирина Ивличева

 _________________________________________________


Знамя : ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал. –2015. - № 7. – 239 с.


Вечером пришла с работы усталая и захотелось почитать чего-нибудь светлого, легкого для поправки настроения. У меня, на такой случай, томик Пушкина рядом с креслом лежит. Переоделась, достала из сумки журнал «Знамя», взятый в библиотеке. Подумала: «Может современных поэтов почитать?». На какой странице журнал открылся с того и начала экскурс в мир поэзии.



         Голова лежит без сна,

         мнёт подушку перьевую.

         Кем я произнесена

         сквозь чужие имена?

         Не воюю, не ворую,

         не умею, не хочу.

         Мне и так всю ночь – вторую –

         голова не по плечу.

Дальше углубляться в творчество Ксении Толоконниковой не захотелось. Заглянула в содержание. Первыми напечатаны стихи Бориса Кочейшвили. Решила быть осторожнее и сначала прочитать об авторе. Узнала, что Борис Петрович не только поэт, но и знаменитый художник. Его картины хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, во многих российских и зарубежных коллекциях. К моему стыду ни одной картины припомнить не смогла. Шишкина, Врубеля, Рериха помню, а Кочейшвили – нет. Решила почитать стихи, а потом в Интернете картины посмотреть.

         дорогие мои

                     времени нет

       лето

               прополка

                           куры

                               да утки

                  скот донимает

         а то бы я вам

         и «охотников на снегу»

                 и «чёрный квадрат»

                         и «данаю»

       Я себе поэзию представляю несколько иначе, поэтому решила перейти на страничку следующего автора. Прочитала, что Александр Беляков в 2012 году удостоен премии-степендии Фонда памяти Иосифа Бродского. В этом году у него вышла седьмая книга стихотворений. Вздохнула с облегчением и начала знакомство с творчеством.

 

     поверх соборов и стогов

     прудов и тополей

     моне высматривал богов

     воздушных королей

 

     простейшее искало корм

     происходил обвал

     несметных норм предметных форм

     лишь свет торжествовал

 

Мне понравилось. Непривычно воспринимается без знаков препинания, да и за французского художника слегка обидно, но решила продолжить. После стихотворения «Искусство падения» отчетливо осознала, чем отличается поэт от обычного человека. Простой мужик после падения с лестницы матерится, а поэт свои чувства выражает в стихотворной форме.


     по небесам идёт как рыба

     металлургическая глыба

     горят стальные волдыри

     на шкуре медного пошиба –

     там что-то чавкает внутри

 

     всю зиму из-за этой хрени

     округу мучают мигрени

     тоска ползёт во все углы –

     и только мёртвым все до фени

     и лишь глухие веселы

 

После этого опуса мой мозг окончательно «завис», а чувства начали проситься наружу. Я осторожненько отложила журнал, нащупала дрожащей рукой ручку и записала на клочке бумаги:

      

в журнале я стихи читала

     ни запятых ни рифмы нет

     слова сложились как попало

     назвал стихом

                               и ты

                                       ПОЭТ

                                                                     Ирина Ивличева

___________________________________________________

 

 Вокруг света : журнал Русского географического общества. – 2015 - № 3. – 144 с. : цв. ил.

        Я не сразу поняла, насколько ценный журнал попал мне в руки. Выбрала я его из-за волшебного, для меня, слова пицца на обложке. Первой открыла статью Елены Бурести «Пицца под солнцем» и оказалась на улицах Неаполя: «В воздухе ароматы крепкого кофе, ванильных бриошей, свежей рыбы и близкого моря. Десять утра, на улице плюс 20, в ярко-голубом небе сияет ласковое солнце – типичная неаполитанская зима! Из чьего-то окна звучит задушевная песня на местном диалекте». Перед глазами улицы старого города, сфотографированные Денисом Синяковым, и беседа с Джованни Импрота, знающего о пицце все. Он поделился фирменным рецептом пиццы «Маргарита» и предупредил: «Замечала, что после пиццы иногда бывает сильная жажда? Верный признак плохого теста. Значит, не додержали до готовности...». Подробно ознакомившись с приведенными в журнале видами пиццы и подсчетом калорий этого блюда, я начала разглядывать фотографии на страницах журнала. На каждой из них обнаружился номер. Числа, казалось, были разбросаны в произвольном порядке. Две фотографии, размещенные на одной странице, были отмечены, как 542 и 307. Объяснение этой аномалии обнаружилось на десятой странице журнала.

        Оказалось весь мартовский номер посвящен объектам, входящим в список всемирного наследия человечества, составляемым ЮНЕСКО. В журнале приведены критерии отбора объектов, карты с обозначениями их расположения и пронумерованный перечень. Путешествуя по страницам журнала, мне удалось вместе с Дарьей Патриной осмотреть Великую Китайскую стену, с Николаем Федотовым побывать на строительстве египетских пирамид, с Дарьей Карелиной совершить восхождение на гору Фудзи, на вершине которой, согласно легенде, горит эликсир бессмертия. Мне удалось полюбоваться рисунками, оставленными на стенах пещер древними людьми и видами величественных соборов.

       Алена Бобрович познакомила меня с удивительным мастером Олегом Зинатуллиным. Уже двадцать лет он работает в лаборатории научной реставрации часов и музыкальных механизмов при музее Эрмитаж. Благодаря его умелым рукам знаменитый эрмитажный «Павлин» до сих пор демонстрирует посетителям красоту своего хвоста. «Скоро нужно будет снова реставрировать механизм, - вздыхает мастер. – У «Павлина» ресурс 200 часов. Когда автомат заводят, он работает две с половиной минуты. А гоняют его теперь по нескольку раз в неделю».

        «При чем же тут пицца?» - спросите вы. В 2011 году Ассоциация настоящей неаполитанской пиццы подала в ЮНЕСКО заявку о признании пиццы – любимой еды бедняков итальянского юга – нематериальным культурным наследием. У нас в каждом доме блины пекут. Может собраться всем миром и тоже заявку в ЮНЕСКО отправить?


Ирина Ивличева_

 
v i f w